Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.01.2016 N Ф10-4905/2015 по делу N А48-1359/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, обязании исключить сведения из реестра.
Обстоятельства: Антимонопольный орган включил общество в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением последнего от заключения договора поставки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество как победитель запроса предложений не направил в адрес заказчика подписанный договор поставки, что свидетельствует о его уклонении от заключения договора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. в„– Ф10-4905/2015

Дело в„– А48-1359/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 29.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Контракт" (шоссе Энтузиастов, д. 5, стр. 4, г. Москва, 111024, ИНН 7722682267, ОГРН 1097746154494) - Васильцовой И.И. - представитель (доверенность в„– 02 от 11.01.2016);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ул. С.Щедрина, д. 21, г. Орел, 302000, ИНН 5753018207, ОГРН 1025700826029) - Бочкова С.А. - представитель (доверенность в„– 01/03 от 11.01.2016);
от Федеральной антимонопольной службы России (ул. Садовая-Кудринская, д. 11, г. Москва, 101000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Орелоблэнерго" (пл. Поликарпова, д. 8, г. Орел, 302030) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Контракт" на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.07.2015 (судья Соколова В.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу в„– А48-1359/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Контракт" (далее - ООО "Бизнес-Контракт", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - УФАС России по Орловской области, антимонопольный орган) и Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России) о признании незаконным заключения УФАС по Орловской области от 06.08.2014 в„– 507-14/03 АЗ РНП о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков и действий ФАС России по включению сведений в реестр недобросовестных поставщиков и обязании ФАС России исключить сведения из реестра недобросовестных поставщиков.
Решением арбитражного суда от 16.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Бизнес-Контракт", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Орелоблэнерго" 23.06.2014 разместило на сайте http://zakupki.gov.ru/ извещение о проведении закупки путем запроса предложений на право заключения договора на поставку кабеля АСБ для нужд заказчика. В соответствии с указанным извещением заявки на участие в проводимой закупке могли быть поданы до 03.07.2014 включительно, подведение итогов запроса предложений - 04.07.2014.
На указанном сайте также было размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Орелоблэнерго", Закупочная документация, проект договора поставки.
ООО "Бизнес-Контракт" 03.07.2014 подало заявку (исх. в„– 713) на участие в запросе предложений с предложением на поставку кабеля АСБ по цене 5 164 036,85 руб.
Приложением к указанной заявке являлся проект подписанного уполномоченным лицом общества и отсканированного договора поставки заявленного заказчиком к закупке товара.
По результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в запросе предложений ОАО "Орелоблэнерго" 04.07.2014 был размещен на официальном сайте протокол в„– 641 заседания закупочной комиссии на право заключения договора поставки кабеля АСБ, в соответствии с которым заявке ООО "Бизнес-Контракт" был присвоен первый номер.
В соответствии с пунктом 3.11 Закупочной документации победитель запроса предложений в течение пяти дней с момента размещения на официальном сайте протокола подведения итогов запроса предложений должен направить заказчику подписанный со своей стороны соответствующий договор.
В указанный срок ООО "Бизнес-Контракт" не направило в адрес ОАО "Орелоблэнерго" подписанный договор поставки, а представило заказчику письмо (исх. в„– 756 от 10.07.2014), в котором сообщалось о допущенной в заявке ошибке при указании цены за единицу продукции и невозможности поставить данную продукцию по заявленной стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления организатором запроса предложений протокола в„– 653 от 14.07.2014, в котором было указано об уклонении ООО "Бизнес-Контракт" от заключения договора и принятии решения о заключении договора с участником запроса предложений, которому присвоен второй номер - ООО "БелЭнергоКом".
На основании решения закупочной комиссии (протокол от 14.07.2014 в„– 653) ОАО "Орелоблэнерго" 21.07.2014 заключило соответствующий договор поставки за в„– 01-11-03 с ООО "БелЭнергоКом" (цена договора 6 990 725,37 руб.).
Изложенные обстоятельства послужили поводом для обращения ОАО "Орелоблэнерго" с жалобой на действия ООО "Бизнес-Контракт" в УФАС России по Орловской области.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом 06.08.2014 было принято заключение в„– 507-14/03 АЗ РНП о включении сроком на два года сведений об ООО "Бизнес-Контракт" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением последнего от заключения договора.
28.10.2014 ФАС России сведения о ООО "Бизнес-Контракт" включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с заключением территориального антимонопольного органа и действиями ФАС России по включению общества в реестр недобросовестных поставщиков, ООО "Бизнес-Контракт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон в„– 223-ФЗ) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона в„– 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона в„– 223-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 в„– 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331, ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции.
Порядок деятельности ФАС России и ее территориальных органов в данной сфере регулируется также Приказом ФАС России от 18.03.2013 в„– 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которому Комиссия (центрального аппарата либо территориального органа ФАС России) проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России. Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 данного приказа решения руководителя ФАС России.
Как указано выше, ОАО "Орелоблэнерго" в установленном порядке отнесено к числу юридических лиц, которые осуществляют закупки товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном нормами Закона в„– 223-ФЗ.
Спорная закупка (извещение от 23.06.2014) должна была осуществляться с учетом требований действующего федерального законодательства, Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного в установленном порядке заказчиком, а также разработанной заказчиком Закупочной документации на конкретный вид проводимой закупки.
Как следует из материалов дела, Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Орелоблэнерго" (далее - Положение) одним из способов закупки товаров заказчиком предусмотрен - запрос предложений.
В соответствии с пунктом 7.4.7 Положения при осуществлении закупок закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.
Согласно пунктам 7.4.9 и 7.4.10 Положения победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер.
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о существенных условиях договора, обо всех участниках размещения заказа, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в заявке победителя и участника закупки, заявке которого присвоен второй номер. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии и размещается заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
В соответствии с пунктом 3.11 Закупочной документации победитель запроса предложений в течение 5 дней с момента размещения на официальном сайте протокола подведения итогов запроса предложений, направляет заказчику подписанный со своей стороны договор.
Как следует из материалов дела, протокол заседания закупочной комиссии, которым был определен победитель запроса предложений - ООО "Бизнес-Контракт", размещен на сайте 04.07.2014.
В срок, установленный Закупочной документацией, победитель не направил в адрес заказчика подписанный договор поставки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций о том, что указанный факт свидетельствует об уклонении ООО "Бизнес-Контракт" от заключения договора.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что закупочной комиссией нарушен порядок оформления протокола, которым должен определяться победитель запроса предложений, являлись предметом исследования и оценки в арбитражном суде первой и апелляционной инстанций.
С выводами суда в этой части судебная коллегия соглашается, так как протокол закупочной комиссии, размещенный на официальном сайте заказчика, содержит сведения о присвоении заявке ООО "Бизнес-Контракт" первого номера, что, в свою очередь, свидетельствует о признании общества победителем запроса предложений.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, заявитель кассационной жалобы считает, что антимонопольным органом, а впоследствии и судом не дана оценка положениям Закупочной документации, которыми установлен иной порядок заключения договора поставки по результатам проведения запроса предложений, по сравнению с порядком, установленным пунктом 3.11 данной Закупочной документации.
В частности, по мнению ООО "Бизнес-Контракт", у общества отсутствовала обязанность направлять заказчику подписанный договор поставки в течение 5 дней с момента размещения протокола на официальном сайте, так как пункты 4.1 и 4.2 Закупочной документации содержали иные условия заключения сделки по результатам запроса предложений.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебной коллегией также отклоняются в связи со следующим.
Как следует из содержания пунктов 4.1 и 4.2 Закупочной документации, процедура запроса предложений не является конкурсом, и ее проведение не регулируется статьями 447 - 449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура запроса предложений также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 - 1065 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура запроса предложений не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.
Опубликованное извещение вместе с настоящей документацией по запросу предложений, являющейся его неотъемлемым приложением, являются приглашением делать оферты и должны рассматриваться участниками в соответствии с этим.
Изложенные положения Закупочной документации для оценки принятого антимонопольным органом решения правового значения не имеют, так как не являлись предметом спора по настоящему делу.
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Бизнес-Контракт".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 16.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу в„– А48-1359/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Контракт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------