Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2016 N Ф10-2100/2016 по делу N А09-10611/2015
Требование: О признании недействительными решения лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, уведомления, приказа об отказе в выдаче обществу лицензии по управлению многоквартирными домами; обязании выдать соответствующую лицензию.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу было отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд рассмотрел по существу заявленные требования в отношении лицензионной комиссии, признав ее решение недействительным, но не привлек ее к участию в деле.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2016 г. в„– Ф10-2100/2016

Дело в„– А09-10611/2015

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 15 июля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭК-2000" (ОГРН 1143256009082, Донбасская ул., 30-8, г. Брянск, Брянская область, 241014): Ерохиной О.В. - представителя по доверенности от 01.06.2016 в„– 34;
от Правительства Брянской области (ОГРН 1023202741187, Ленина пр-т, д. 33, г. Брянск, Брянская область, 241002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственной жилищной инспекции Брянской области (ОГРН 1023202743937, Трудовая ул., д. 1, г. Брянск, Брянская область, 241050): Звягинцевой Л.В. - представителя по доверенности от 11.01.2016 в„– 2-22;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационные жалобы Государственной жилищной инспекции Брянской области и Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2015 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-10611/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭК-2000" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к правительству Брянской области (далее - правительство) и государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) с заявлением о признании недействительными решения лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, изложенного в пункте 1.7 протокола от 19.05.2015 в„– 9, а также уведомления от 25.05.2015 и приказа от 25.05.2015 в„– 147 инспекции об отказе в выдаче обществу лицензии по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области; обязании инспекции выдать обществу лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2015, оставленным без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решение, уведомление и приказ признаны недействительными. Суд обязал инспекцию выдать обществу лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, правительство и инспекция обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы правительство ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Заявители жалобы полагают, что в качестве способа защиты восстановления нарушенного права суд должен был указать на принятие комиссией решения о предоставлении лицензии.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 13.04.2015 общество обратилось в лицензионную комиссию Брянской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
На основании распоряжения инспекции от 15.04.2015 в„– 153 проведена внеплановая проверка соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
По результатам проверки составлен акт от 12.05.2015, согласно которому общество соответствует лицензионным требованиям, установленным статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 в„– 1110. Кроме того, по результатам проведенной проверки инспекцией подготовлено мотивированное предложение для лицензионной комиссии, согласно которому инспекция считает возможным предоставить обществу лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с установленной проверкой соответствия указанного лица лицензионным требованиям.
19.05.2015 состоялось заседание комиссии, в пункте 1.7. повестки указан вопрос о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области обществу.
Согласно решению комиссии, оформленному пунктом 1.7 протокола от 19.05.2015 в„– 9, обществу отказано в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Брянской области.
25.05.2015 инспекцией на основании данного протокола заседания комиссии издан приказ в„– 147 об отказе в выдаче обществу лицензии и одновременно направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии.
Не согласившись с решением комиссии, а также уведомлением и приказом инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции рассмотрел требования общества по существу, в том числе, к правительству. Указанный судебный акт оставлен без изменения судом апелляционной инстанции.
Тем не менее, кассационная коллегия не может согласиться с принятыми судебными актами, учитывая следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что и лицензионная комиссия и инспекция приняли оспариваемые акты в пределах предоставленных им полномочий.
При этом суд рассмотрел по существу заявленные требования в отношении лицензионной комиссии, признав ее решение недействительным, но не привлек ее к участию в деле.
Одновременно соответствующее требование рассмотрено с участием правительства.
Анализ положений представленных в материалы дела Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20.12.2012, закона Брянской области от 20.12.2012 в„– 92-З "О правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области", а также положения о лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденному указом губернатора Брянской области от 19.12.2014 в„– 414, не позволяет сделать вывод о том, что правительство имеет непосредственное отношение к деятельности лицензионной комиссии и выдаче лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В частности, Положение о лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, равно как и порядок ее формирования, утверждены указами Губернатора Брянской области.
В силу пункта 19 положения о лицензионной комиссии Брянской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденному указом губернатора Брянской области от 19.12.2014 в„– 414, деятельностью лицензионной комиссии руководит председатель. Решение комиссии об отказе в предоставлении лицензии согласно пункту 47 Положения может быть обжаловано в суд в порядке, установленном действующим законодательством. Положения пунктов 53 - 55 предоставляют лицензионной комиссии право самостоятельно обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.02.1996 в„– 8463/95, именно лицензионная комиссия является органом, которому предоставлено право принимать решения, влекущие юридические последствия.
Следовательно, непривлечение лицензионной комиссии к участию в деле лишает ее возможности реализовать права, предоставленные стороне по делу.
В сложившихся обстоятельствах, суд без всяких оснований возложил на правительство ответственность за принятое лицензионной комиссией решение и взыскал с него судебные расходы.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Так как суд рассмотрел заявление общества, которым оспаривалось решение лицензионной комиссии, признал это решение недействительным, но лицензионную комиссию к участию в деле не привлек, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 23.11.2015 и постановление от 28.03.2016 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу в„– А09-10611/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------