Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2016 N Ф10-3291/2016 по делу N А83-6578/2015
Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления об отказе в согласовании предоставления земельного участка в аренду, обязании рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления мотивировал отказ тем, что цели использования земельного участка не соответствуют действующей градостроительной документации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ нарушает требования земельного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. в„– Ф10-3291/2016

Дело в„– А83-6578/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 22.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" (ул. Маршала Василевского, д. 49, кв. 16, г. Симферополь, Республика Крым, 295047, ИНН 9102033058, ОГРН 1149102058093) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ИНН 9102048470, ОГРН 1149102098749) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 (судьи Полынкина Н.А., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу в„– А83-6578/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Химсбытторг" (далее - ООО "Химсбытторг", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 09.12.2015 в„– 1479 и обязании Администрации рассмотреть в установленный законодательством срок заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 решение суда первой инстанции отменено. Признано недействительным постановление администрации города Симферополя Республики Крым от 9 декабря 2015 года в„– 1479. Суд обязал администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление ООО "Химсбытторг" о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1556 кв. м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27Б, в аренду.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Химсбытторг" является собственником нежилых зданий (АЗС), расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, улица Генерала Васильева, дом 27б, общая площадь объектов - 41,7 кв. м. Для обеспечения работы и обслуживания указанной АЗС между ООО "Химсбытторг" (арендатор) и Симферопольским городским советом (арендодатель) 23.06.2004 был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,1600 га., находящегося по адресу г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27Б, в соответствии с которым арендатору для эксплуатации автозаправочной станции предоставлен указанный земельный участок.
Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в реестре за в„– 2-769. Срок действия договора аренды - до 1 января 2015 года.
Согласно пункту 2.2. указанного договора, после окончания срока его действия, арендатор, который выполнял надлежащим образом условия договора, при других равных условиях имеет преимущественное право на возобновление договора аренды. О своем намерении заключить договор аренды на новый срок арендатор уведомляет арендодателя не менее, чем за два месяца до окончания срока действия этого договора.
С целью продления срока действия договора общество 27.11.2014 обратилось с письмом в орган местного самоуправления с просьбой о продлении срока договора аренды на 49 лет.
Рассмотрев указанное обращение, Управление по вопросам регулирования земельных отношений Севастопольского городского Совета 03.12.2014 сообщило заявителю о том, что в связи с действием на территории Республики Крым переходного периода (до 01.01.2015) рассмотрение указанного вопроса возможно только после урегулирования вопросов деятельности органов местного самоуправления городского округа Симферополь.
21.04.2015 общество повторно обратилось в адрес Администрации с просьбой согласовать предоставление ему в аренду указанного выше земельного участка.
В ответе от 06.05.2015 на данное обращение Администрация указала обществу, что для возможности заключения договора аренды указанного земельного участка ему необходимо обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Во исполнение указанного разъяснения 06.07.2015 ООО "Химсбытторг" обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1556 кв. м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27Б, с разрешенным использованием - размещение автозаправочной станции.
Постановлением Администрации от 09.12.2015 в„– 1479 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пункта 3 статьи 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 в„– 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" ввиду несоответствия цели использования земельного участка действующей градостроительной документации.
Полагая, что постановление Администрации от 09.12.2015 в„– 1479 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, ООО "Химсбытторг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав заявителя, поскольку между обществом и Администрацией имеется действующий договор аренды испрашиваемого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое постановление незаконным, суд апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что постановление Администрации от 09.12.2015 в„– 1479 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Химсбытторг" не соответствует требованиям земельного законодательства. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права заявителя, поскольку лишает его права на законных основаниях владеть и пользоваться земельным участком, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами арбитражного суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу требований части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложены в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Положения части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закона в„– 6-ФКЗ) закрепили, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение указанной нормы был принят Закон Республики Крым от 15.01.2015 в„– 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", пунктом 3 статьи 13 которого предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.
Учитывая требования указанной нормы закона, Администрация постановлением от 09.12.2015 в„– 1479 отказала обществу в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1556 кв. м, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, 27Б.
Признавая указанный акт органа местного самоуправления не соответствующим действующему земельному законодательству, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как указано выше, ООО "Химсбытторг", имея в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренды (ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Право собственности заявителя на данные объекты в установленном законом порядке никем не оспорено.
Кроме того, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть принято при наличии оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и должно быть обоснованным.
Как следует из материалов дела, решение администрации города Симферополя об отказе ООО "Химсбытторг" в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит оснований отказа, предусмотренных статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом обстоятельства, указанные в оспариваемом решении в качестве оснований отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, документально органом местного самоуправления не подтверждены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда апелляционной инстанции о несоответствии постановления администрации города Симферополя от 09.12.2015 в„– 1479 требованиям действующего земельного законодательства.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ООО "Химсбытторг".
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм права, а также направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При разрешении настоящего спора арбитражным судом правильно применены нормы материального права, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не допущены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу в„– А83-6578/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------