Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2016 N Ф10-3927/2016 по делу N А83-827/2016
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в осуществлении регистрации автотранспортных средств, обязании выдать паспорта транспортных средств и зарегистрировать автомобили.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на отсутствие законных оснований для осуществления регистрации автомобилей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении транспортных средств не проводились таможенные процедуры, паспорта транспортных средств на них таможенным органом не выдавались. Поскольку продавцы спорных автомобилей являлись иностранными юридическими лицами, общество обязано обратиться в таможенный орган.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу в„– А83-827/2016

Резолютивная часть объявлена 20.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
от Российского Национального Коммерческого Банка (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027700381290, ИНН 7701105460, ул. Набережная имени 60-летия СССР, д. 34, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от отделения в„– 1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым (ОГРН 1147746380748, ИНН 7706808297, ул. Киевская, 158, г. Симферополь, 295493) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от публичного акционерного общества "ВТБ Банк" (бул. Тараса Шевченко/ул. Пушкинская, 8/26, г. Киев, Украина, 01004) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от публичного акционерного общества "Райффайзен Банк Аваль" (ул. Лескова, 9, г. Киев, Украина, 01011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российского Национального Коммерческого Банка (публичное акционерное общество) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-827/2016,

установил:

Российский Национальный Коммерческий Банк (публичное акционерное общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к отделению в„– 1 (по обслуживанию г. Симферополя, Симферопольского и Бахчисарайского районов) межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 10.11.2015 в„– 35/11866, в осуществлении регистрации автотранспортных средств, об обязании отделения в„– 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым выдать Банку паспорта транспортных средств и зарегистрировать автомобили.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Российский Национальный Коммерческий Банк (публичное акционерное общество) просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку судами не принято во внимание, что автотранспортные средства, с заявлением о выдаче паспортов транспортных средств и регистрации которых обратился Банк, во время приобретения находились на территории Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, РНКБ по договору купли-продажи транспортных средств в„– 1 от 30.04.2014 приобрел в собственность у ПАО "ВТБ Банк" (01004, Украина, г. Киев, бул. Тараса Шевченко/ул. Пушкинская, 8/26) 12 транспортных средств (автомобили марок KIA, TOYOTA, SUZUKI, VOLKSWAGEN, CHEVROLET, HYUNDAI) и по договору купли-продажи транспортных средств в„– 10/101-00/1115 от 25.04.2014 с ПАО "Райффайзен Банк Аваль" (ул. Лескова, 9, г. Киев, Украина, 01011) 18 транспортных средств (автомобили марок SKODA, CHEVROLET, VOLKSWAGEN, SEAT, MITSUBISHI).
27.10.2015 Банк обратился в регистрационный орган с заявлением о регистрации транспортных средств, представив указанные договоры купли-продажи, регистрационные документы на автомобили.
10.11.2015 регистрационный орган (отделение в„– 1 МРЭО УГИБДД МВД по Республике Крым) письмом от 10.11.2015 (исх. в„– 35/11866) уведомил заявителя об отсутствии оснований для осуществления регистрации автомобилей.
Не согласившись с отказом, РНКБ (ПАО) обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон в„– 196-ФЗ) устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года в„– 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление в„– 938), пунктом 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 (далее - Правила в„– 1001) установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом, пункт 4 Постановления в„– 938, пункты 7, 8 Правил в„– 1001, пункт 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 7 августа 2013 года в„– 605 (далее - Административный регламент), пункт 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказами МВД России в„– 496, Минпромэнерго России в„– 192, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года в„– 134 (ред. от 11 ноября 2015 года, далее - Положение о паспортах ТС) предусматривают, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пункт 22 Административного регламента предусматривает, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Положение о паспортах ТС регулирует вопросы компетенции оформления паспортов на ТС. Так, согласно пункту 7 этого Положения подразделения Госавтоинспекции выдают паспорта в отношении транспортных средств:
1) изготовленных организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации,
2) зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке,
3) отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
В иных случаях паспорта на транспортные средства выдаются иными уполномоченными лицами и органами. В частности, организациями-изготовителями, таможенными органами, уполномоченными ФТС России.
Из материалов дела следует, что иностранные юридические лица ПАО "ВТБ Банк" и ПАО "Райффайзен Банк Аваль" являлись продавцами транспортных средств, в отношении которых таможенные процедуры не проводились, паспорта транспортных средств на них таможенными органами не выдавались.
В кассационной жалобе заявитель указывает об отсутствии у него обязанности обращаться в таможенные органы, поскольку автомобили с 18.03.2014 не покидали территорию Республики Крым и г. Севастополя, то есть таможенную границу не пересекали.
Доводы РНКБ судом округа отклоняются, так как в сложившейся ситуации продавцом автомобилей являлись иностранные юридические лица, транспортные средства имели регистрационные документы, оформленные до 18.03.2014, а, следовательно, должны быть применены таможенные процедуры оформления паспортов ТС.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 по делу в„– А83-827/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Российскому Национальному Коммерческому Банку (публичное акционерное общество) излишне уплаченную по платежному поручению от 08.08.2016 в„– 170190 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------