Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2016 N Ф10-3298/2016 по делу N А64-8107/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.9 КоАП РФ за совершение органом местного самоуправления действий, которые не допустимы в соответствии с антимонопольным законодательством.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку органом местного самоуправления предоставлен земельный участок без проведения торгов, что является нарушением требований земельного законодательства и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на неправомерное предоставление преимуществ для приобретения прав на муниципальное имущество.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. в„– Ф10-3298/2016

Дело в„– А64-8107/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ул. Державинская, д. 1, г. Тамбов, 392000, ИНН 6831001163, ОГРН 1026801156172) - Пономаревой И.А. - представитель (доверенность в„– 13-Д от 23.03.2016);
от главы администрации Первомайского района Тамбовской области Трубы Анатолия Сергеевича (ул. Парковая, д. 23, р.п. Первомайский, Тамбовская область, 393700) - Трубы А.С. и Лучникова В.С. - представитель (доверенность в„– 68 АА 0729216 от 19.11.2015, сроком на три года)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу главы администрации Первомайского района Тамбовской области Трубы Анатолия Сергеевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2016 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В) по делу в„– А64-8107/2015,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении Главы администрации Первомайского района Тамбовской области Трубы Анатолия Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016, Глава администрации привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В кассационной жалобе Труба А.С, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 14.04.2014 в администрацию Первомайского района обратилась гр. Севастьянова О.Н. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.п. Первомайский, ул. Рабочая, д. 60 "а", для индивидуального жилищного строительства.
По результатам указанного обращения были проведены землеустроительные работы с целью формирования границ испрашиваемого земельного участка и постановлением администрации Первомайского района от 12.12.2014 в„– 1765 утверждены границы данного земельного участка.
Для осуществления индивидуального жилищного строительства с заявлением о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу 12.01.2015 обратилась в администрацию Первомайского района гр. Чермошенцева Н.А..
Ответ на указанное обращение в адрес последней не направлялся.
На основании заявления гр. Севастьяновой О.Н. о предоставлении земельного участка 04.03.2015 в газете "Вестник" в„– 9 была опубликована информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101016:203 площадью 1100 кв. м, расположенного по адресу: р.п. Первомайский, ул. Рабочая, д. 60 "а", для размещения одноквартирного жилого дома.
Между муниципальным образованием - Первомайский район в лице председателя Комитета по управлению имуществом и землеустройству (арендодатель) и гр. Севастьяновой О.Н. (арендатор) 10.04.2015 был заключен договор аренды, на основании которого последней передан во владение и пользование вышеуказанный земельный участок.
Не согласившись с действиями органа местного самоуправления, гр. Чермошенцева Н.А. обжаловала их в антимонопольный орган.
По результатам проверки указанного обращения решением УФАС России по Тамбовской области от 04.09.2015 администрация Первомайского района Тамбовской области признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ) в части нерассмотрения в установленные сроки и порядке заявления Чермошенцевой Н.А. от 12.01.2015 о выделении в аренду 1/2 земельного участка, расположенного по адресу: р.п. Первомайский, ул. Рабочая, д. 60 "а", а также в части непроведения обязательных торгов на право заключения договора аренды названного земельного участка.
Кроме того, по указанному факту в отношении Главы администрации уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2015 в„– АП2-199/15, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ.
Для решения вопроса о привлечении Главы администрации Первомайского района - Трубы А.С. к административной ответственности УФАС России по Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В процессе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Главы администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ, и привлек его к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
С выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15 Закона в„– 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Как указано выше, в орган местного самоуправления поступили заявления гр. гр. Севастьяновой О.Н. и Чермошенцевой Н.А. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: р.п. Первомайский, ул. Рабочая, д. 60 "а" для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, указанный земельный участок был предоставлен гр. Севастьяновой О.Н. без проведения торгов, что являлось нарушением требований земельного законодательства, устанавливающего принцип публичности, гласности и равного доступа граждан на приобретение прав на землю.
Вышеизложенные действия органа местного самоуправления не соответствуют и требованиям антимонопольного законодательства, устанавливающего запрет на неправомерное предоставление преимуществ для приобретения прав на муниципальное имущество.
В соответствии с диспозицией и санкцией части 2 статьи 14.9 КоАП РФ ответственность за действия органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством, несет должностное лицо данного органа.
Как следует из материалов дела, администрация Первомайского района была наделена полномочиями по распоряжению спорным земельным участком.
На дату рассмотрения заявления гр. Чермошенцевой Н.А. о предоставлении ей в аренду испрашиваемого земельного участка Главой администрации Первомайского района являлся Труба А.С..
На дату совершения вмененного правонарушения последний уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и срок давности его привлечения к ответственности не истек.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Главы администрации Первомайского района объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения являются обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в его действия вины являлись предметом исследования арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций в этой части судебная коллегия соглашается, так как данные выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу в„– А64-8107/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации Первомайского района Тамбовской области Трубы Анатолия Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------