Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.09.2016 N Ф10-3439/2016 по делу N А83-3844/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. в„– Ф10-3439/2016

Дело в„– А83-3844/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр молодежных инициатив Зебра" (ул. Рыбалко, д. 40-а, с. Поповка, Сакский район, Республика Крым, 296550, ИНН 9107036817, ОГРН 1159102053175) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022, ИНН 9102001017, ОГРН 1149102000860) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2016 (судья Радвановская Ю.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (судьи Котлярова Е.Л., Гонтарь В.И., Оликова Л.Н.) по делу в„– А83-3844/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центр молодежных инициатив "Зебра" (далее - ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 750 000 рублей и прекращении производства по делу.
Решением арбитражного суда от 25.01.2016 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 решение суда первой инстанции о признании незаконным постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о привлечении ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" к административной ответственности оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения прокуратуры Республики Крым от 30.07.2015 в„– ИСОРГ-7/4-6229-2015 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым был издан приказ от 30.07.2015 в„– 685 (7) о проведении внеплановой выездной проверки ООО "ЦМИ "Зебра". В связи с изложенным сотрудниками Министерства была проведена проверка указанного общества, по результатам которой был составлен акт проверки от 03.08.2015 в„– 9.
Как следует из указанного акта, проверки на арендуемом земельном участке, расположенном по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Поповка, ул. Рыбалко, 40а, находятся здания и сооружения, принадлежащие ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра".
Указанная территория расположена в водоохранной зоне Черного моря.
По мнению проверяющих, ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" осуществляет эксплуатацию принадлежащих обществу объектов при отсутствии сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от негативного воздействия. Также в акте проверки указано на то, что на данной территории осуществляется движение и стоянка легковых автомобилей и строительного транспорта вне специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие; канализационные стоки накапливаются в изолированных выгребных ямах. Посредством электронасоса содержимое выгребных ям перекачивается в металлическую емкость объемом приблизительно 30-40 кубических метров. На данной территории также отсутствуют: централизованная система водоотведения, централизованная ливневая система водоотведения, локальные очистные сооружения.
По данному факту должностным лицом административного органа в отношения ООО "ЦМИ "Зебра" был составлен протокол от 10.08.2015 в„– 001113 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Постановлением от 14.08.2015 в„– 001113-0030/98 ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 750 000 рублей.
Указанное постановление административного органа ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" обжаловано в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 39 Закона в„– 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Признавая недействительным постановление административного органа о привлечении ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не были представлены достоверные данные, свидетельствующие об эксплуатации обществом хозяйственных и иных объектов с нарушением требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
При этом суд признал допустимым доказательством по делу заключение специалиста, представленное ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра", из которого следует, что эксплуатируемая обществом система сетей наружной канализации соответствует установленным требованиям и возможность загрязнения водного объекта - Черного моря исключается.
Давая оценку указанным выводам суда, арбитражный суд апелляционной инстанции исключил из числа доказательств вышеназванное заключение специалиста.
Вместе с тем, исследовав материалы проверки, представленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
Кроме того, признавая незаконным оспариваемое постановление административного органа, суд обоснованно учитывал и другие обстоятельства, имеющие значение по делу.
В частности, в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о недоказанности административным органом наличия в действиях ООО "Центр молодежных инициатив "Зебра" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При разрешении настоящего спора арбитражным судом правильно применены нормы материального права, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не допущены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А83-3844/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------