Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 N Ф10-3392/2016 по делу N А48-4142/2015
Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа по неисключению из ЕГРЮЛ сведений в отношении заявителя как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, обязании налогового органа исключить из ЕГРЮЛ спорные сведения.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что запись в ЕГРЮЛ о нем как о директоре общества является недостоверной.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем на регистрацию были представлены документы не в полном объеме и неустановленной формы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. в„– Ф10-3392/2016

Дело в„– А48-4142/2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Чаусова Е.Н.
При участии в заседании:
от Рослякова Андрея Дмитриевича (302506, Орловская область, Орловский район, д. Некрасовка, ул. Центральная, д. 6) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от межрайонной инспекции ФНС России в„– 9 по Орловской области (302025, г. Орел, ул. Московское Шоссе, д. 119, ОГРН 1135740006027, ИНН 5754777775) Воротниковой Д.В. - представителя (дов. от 28.03.2016 в„– 04-05/02515, пост.), Ушаковой Г.В. - представителя (дов. от 27.09.2016 в„– 04-05/09787, пост.)
от закрытого акционерного общества "Сельхозпромкомплект" (302030, г. Орел, ул. Московская, д. 64) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России в„– 9 по Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу в„– А48-4142/2015,

установил:

Росляков Андрей Дмитриевич (далее - Росляков А.Д., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по Орловской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными бездействия, выразившегося в неисключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений в отношении Рослякова А.Д. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем исключения из ЕГРЮЛ сведений в отношении Рослякова А.Д. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2016 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 решение суда отменено. Заявление Рослякова А.Д. удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 28.06.1996 зарегистрировано при создании Фондом имущества г. Орла закрытое акционерное общество "Торгово-Промышленный Альянс" (далее - ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс"). 31.12.2002 инспекцией указанное общество внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102570772470.
Согласно протоколу от 19.02.2000 в„– 1 годового общего собрания акционеров ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" генеральным директором общества избран Росляков А.Д. Запись об этом была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" в отношении в качестве лица, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, указан директор Росляков А.Д.
Учредителями (участниками) ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" являются: ЗАО "Сельхозпромкомплект", АИ КБ "Зенит бизнес Банк", ЗАО "Орловская продовольственная компания", ООО "Аккорд", ИЧПФ "Рось".
Росляковым А.Д. 22.04.2010 учредителям ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" ценными письмами с описью вложения было направлено заявление об увольнении по собственному желанию.
Полагая, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, Росляков А.Д. в июне 2015 года направил в инспекцию заявление по форме в„– Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Инспекцией 18.06.2015 принято решение в„– 3484А об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон в„– 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов, а именно: не заполнен лист "К" заявления "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица", в связи с прекращением полномочий на Рослякова А.Д.
Ссылаясь на то, что запись в ЕГРЮЛ о Рослякове А.Д. как о директоре ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" является недостоверной и нарушает его права и законные интересы, Росляков А.Д. обратился в арбитражный суд, оспаривая бездействие налогового органа, выразившееся в неисключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении Рослякова А.Д. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у инспекции оснований для исключения из ЕГРЮЛ сведений о Рослякове А.Д. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-промышленный Альянс", поскольку на дату обращения в регистрирующий орган Росляков А.Д. директором ЗАО "Торгово-промышленный Альянс" не являлся, в связи с чем заявление по форме Р14001 подписано неуполномоченным лицом, в представленном Росляковым А.Д. заявлении по форме Р14001 не был представлен лист "К" "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица".
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку трудовой договор между Росляковым А.Д. и ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" расторгнут с 22.04.2010, ввиду направления последним учредителям ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" ценными письмами с описью вложения заявления об увольнении по собственному желанию, Рослякова А.Д. нельзя рассматривать в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс".
При этом, суд указал, что отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи подобного заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной для отказа в удовлетворении требования Рослякова А.Д. и восстановления его нарушенных прав.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с введением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом в„– 129-ФЗ.
В силу статьи 5 Федерального закона в„– 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должны содержаться, в частности, сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства такого лица), должно сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона в„– 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона в„– 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 в„– 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 в„– 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы в„– Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", в„– Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", в„– Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", в„– Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 в„– 439, не позволяют реализовать требования Закона в„– 312-ФЗ, поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 в„– МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 в„– ММВ-7-6/25@.
В силу пункта 7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, данные относительно физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отражаются в листе К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица") заявления по форме в„– Р14001. В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица") заявления по форме в„– Р14001.
В случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме в„– Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора.
Юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без директора.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство оперативной деятельностью общества, принимает решения, связанные с деятельностью юридического лица и заключает договоры. Кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации, несет ответственность за деятельность юридического лица.
У лица, занимающего должность генерального директора, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений только о прекращении своих полномочий. Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона в„– 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 названной статьи в государственной регистрации должно быть отказано в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из материалов дела следует, что 10.06.2015 в регистрирующий орган поступило заявление по форме в„– Р14001 для внесения в ЕГРЮЛ изменений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс", однако в нарушение вышеприведенных положений в регистрирующий орган не был представлен лист К ("Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица"), содержащий сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, у которого возникают полномочия в отношении ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс".
Таким образом, заявителем на регистрацию были представлены документы не в полном объеме и неустановленной формы, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению.
В связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда и удовлетворения требований заявителя.
По сути требования заявителя по делу касаются несогласия с бездействием третьего лица (ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс") и его участников, не избирающих новый единоличный орган общества в связи с волеизъявлением Рослякова А.Д. уволиться по собственному желанию. Однако Федеральным законом в„– 129-ФЗ указанные взаимоотношения не регулируются.
Направление Росляковым А.Д. учредителям ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" заявления об увольнении по собственному желанию с должности директора само по себе не свидетельствует о принятом участниками общества решении о его увольнении. В материалы дела решение участников ЗАО "Торгово-Промышленный Альянс" об увольнении заявителя с должности директора не представлено.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в настоящем случае отсутствует оспариваемое бездействие регистрирующего органа, поскольку инспекцией в рамках Федерального закона в„– 129-ФЗ совершены определенные действия, а именно: принято решение от 18.06.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для регистрации документов.
С требованием признать незаконным указанное решение регистрирующего органа заявитель не обращался.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу в„– А48-4142/2015 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Орловской области от 11.01.2016 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------