Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2016 N Ф10-3811/2016 по делу N А62-9506/2015
Требование: О признании права собственности на объекты недвижимости.
Обстоятельства: Общество ссылается на невозможность осуществить государственную регистрацию права собственности на имущество, которое вошло в план приватизации имущественного комплекса правопредшественника.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку с момента реорганизации правопредшественника объекты перешли в собственность общества, кроме того, спорное имущество в реестре федерального, областного, муниципального имущества не значится.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. в„– Ф10-3811/2016

Дело в„– А62-9506/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Нарусова М.М., Леоновой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго", г. Москва (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика:
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) представитель - Пискунова Л.В. по доверенности в„– 212/1/309 от 25.09.2015 сроком действия по 19.01.2017
от третьих лиц:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области Администрация МО "Новодугинский район" не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу в„– А62-9506/2015,

установил:

открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - общество, ОАО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском, с учетом уточнения, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о признании права собственности на объекты недвижимости, расположенные в селе Новодугино Новодугинского района: здание трансформаторной подстанции ТП-1, общей площадью 24,9 кв. метров; здание трансформаторной подстанции ТП-3, общей площадью 24,7 кв. метров; здание трансформаторной подстанции ТП-4, общей площадью 24,9 кв. метров; здание трансформаторной подстанции ТП-6, общей площадью 41 кв. метров.
К участию в деле судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета пора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Администрация МО "Новодугинский район".
Определением суда первой инстанции от 09.02.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства обороны Российской Федерации надлежащим - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016, исковые требования удовлетворены. Признано право собственности ОАО "Оборонэнерго" на указанные объекты недвижимости.
Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В судебном заседании суда округа представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты судов первой и апелляционной инстанций не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 в„– 1335 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота Министерства обороны Российской Федерации" прекращено право оперативного управления Смоленской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, и указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации. Перечень передаваемого недвижимого имущества отражен в приложении в„– 1.
По актам приема-передачи здания (сооружения) спорные объекты недвижимости переданы ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министерства от 23.12.2009 в„– 1446 "Об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ (далее - приказ Министерства в„– 1446) оно приватизировано путем преобразования в ОАО "28 Электрическая сеть".
В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ включены и спорные объекты недвижимости.
В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ от 25.12.2009, составленным со ссылкой на приказ Министерства в„– 1446, ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ передало, а ОАО "28 Электрическая сеть" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс реорганизованного ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ.
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" (протокол от 08.06.2011 в„– 2) принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Между сторонами подписан договор о присоединении от 09.06.2011 в„– 2, составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе спорных объектов недвижимости. Спорные объекты не находятся в настоящее время в федеральной, областной или муниципальной собственности, права иных лиц на указанное имущество также не зарегистрированы, о чем свидетельствуют сведения Управления.
Ссылаясь на невозможность осуществить государственную регистрацию права собственности на спорные объекты (сообщение об отказе в государственной регистрации от 08.02.2013), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суды мотивировали свои акты тем, что спорное недвижимое имущество вошло в план приватизации имущественного комплекса правопредшественника истца и с момента реорганизации стало собственностью общества в силу закона.
При этом суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
Из разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в пункте 11 от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ (в настоящее время - статьи 8.1 ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится в порядке правопреемства собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - ФЗ в„– 178-ФЗ) созданное в результате такой реорганизации открытое акционерное общество становится правопреемником преобразованного государственного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 названного Закона.
Пунктом 5 статьи 58, пунктом 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к вновь возникшему юридическому лицу.
Руководствуясь нормами действующего законодательства, исходя из установленных фактических обстоятельств о том, что спорное недвижимое имущество вошло в план приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" МО РФ и, соответственно, в уставный капитал ОАО "28 Электрическая сеть" как правопреемника приватизированного предприятия, и с момента реорганизации последнего стало собственностью общества, приняв во внимание, что спорное имущество в реестре федерального, областного, муниципального имущества не значится, суды пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя о том, что Министерство не создает препятствий в регистрации права собственности на спорное имущество, и в связи с этим является ненадлежащим ответчиком по делу, правомерно не принят судом, поскольку утвердив передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса правопредшественника истца, в состав которого входили спорные объекты недвижимости, в условиях, когда право хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации не было зарегистрировано в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество, Министерство создало для истца правовую неопределенность в отношении спорного имущества, повлекшую препятствие по регистрации права правопредшественника ОАО "28 Электрическая сеть" - ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации, а впоследствии и самого истца в общем порядке путем обращения в регистрационный орган.
Достаточных оснований для переоценки выводов суда суд округа не усматривает.
По существу исковые требования истца Министерство не оспаривает, признает как таковое наличие права собственности истца на имущество.
В таком случае Министерство не обосновало нарушение своих прав и законных интересов судебными актами по делу (статья 4 АПК РФ).
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу в„– А62-9506/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Судьи
М.М.НАРУСОВ
Л.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------