Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2016 N Ф10-3454/2016 по делу N А14-9024/2015
Требование: О признании незаконным решения фонда социального страхования о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Обстоятельства: Фонд социального страхования начислил недоимку по страховым взносам, пени, штраф за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов, обществом не начислены страховые взносы с выплат на санитарно-курортное лечение работников, компенсаций затрат на занятия физкультурой и спортом, оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные выплаты и компенсации не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. в„– Ф10-3454/2016

Дело в„– А14-9024/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 30 сентября 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Степиной Л.В., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, Новая Басманная ул., д. 2, г. Москва, 107174) в лице Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (Черняховского пл., д. 1, г. Воронеж, 394006): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, Станкевича ул., д. 43, г. Воронеж, 394006): Шамардиной И.В. - представителя по доверенности от 05.11.2015 в„– 3;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2015 (судья Есакова М.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу в„– А14-9024/2015, суд

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным решения от 28.05.2015 в„– 341осв "О привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах" в части требований об уплате заявителем недоимки по страховым взносам в сумме 50 342,20 руб. и штрафа в сумме 10 068,44 руб. (с учетом уточнения от 29.09.2015).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 указанный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, полагая, что коль скоро оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), компенсация стоимости санаторно-курортного лечения, а также компенсация расходов на занятия физической культурой и спортом производятся страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и данные выплаты не поименованы в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, Закон в„– 212-ФЗ), то они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений.
Общество явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, предварительно представив письменный мотивированный отзыв и ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена документальная выездная проверка общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала общества "Российские железные дороги" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой был составлен акт от 08.04.2015 в„– 341осв.
На основании проверки руководителем филиала в„– 1 отделения Фонда социального страхования вынесено решение от 28.05.2015 в„– 341осв, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 10 126,74 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Кроме того данным решением страхователю были начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 39,65 руб. за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования, а также предложено перечислить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 50 633,70 руб., пени и штрафные санкции на расчетный счет отделения Фонда социального страхования; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона в„– 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К таким выплатам, в частности, относятся государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Как верно заключили суды, из приведенных положений Федерального закона в„– 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Приведенное в статье 15 Трудового кодекса понятие трудовых отношений определяет их как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как верно отметили суды, взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Положения ст. 129 ТК РФ определяют заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в ст. 165 ТК РФ.
На основании ст. 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Верно проводя различие между гарантиями и компенсациями, суды указали, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Так, выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
В рассматриваемой ситуации, учитывая, что спорные выплаты на санаторно-курортное лечение своим работникам на общую сумму 1 412 202 руб. (41 человек), а также частичную компенсацию затрат на занятия физической культурой и спортом на общую сумму 267 970 руб. (33 человека) за октябрь 2014 года произведены в соответствии с положениями коллективного договора на 2014-2016 годы, судами обоснованно сделан вывод о неправомерности включения сумм предусмотренных локальным нормативным актом общества компенсаций сотрудникам в страховую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, так как данные выплаты не связаны с оплатой труда работников.
В отношении начисления страховых взносов на сумму оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, суды обоснованно учитывали положения статьи 262 Трудового кодекса РФ, в силу которых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации в„– 296-АП и Фонда социального страхования Российской Федерации в„– 02-08/05-762П от 05.04.2002 "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами" разъяснено, что до принятия соответствующих федеральных законов, устанавливающих порядок и размер оплаты каждого дополнительного выходного дня, предоставляемая работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств государственного социального страхования на основании положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 (абзац 3 пункта 8 Положения) и пункта 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 в„– 26/34.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии со статьей 37 Закона в„– 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 Трудового кодекса (в редакции названного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о недействительности в оспариваемой части решение Фонда, так как выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С учетом изложенного, ссылка Фонда на изменения, внесенные с 2011 года в Федеральный закон в„– 212-ФЗ, отклоняется кассационной коллегией, поскольку не затрагивает правильность выводов судов, учитывая, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для утверждения о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А14-9024/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------