Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2016 N Ф10-3373/2016 по делу N А83-6197/2015
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа, обязании рассмотреть заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Обстоятельства: Таможенный орган отказал в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств, поскольку денежные средства не были уплачены на расчетный счет, открытый для перечисления таможенных и иных платежей.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не исследован факт излишней уплаты таможенных платежей, не дана оценка действиям таможенного органа на предмет соответствия требованиям закона о таможенном регулировании.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2016 г. в„– Ф10-3373/2016

Дело в„– А83-6197/2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК- Интернешнл" (119180, г. Москва, ул. Малая Якиманка, д. 6, ОГРН 1057748902144, ИНН 7702583250) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Крымской таможни (295491, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мальченко, д. 22, ОГРН 11477464118434, ИНН 7730705060) Гончарук Е.А. - представителя (дов. от 16.08.2016 в„– 03-54/08017, пост.), Косовой М.В. - представителя (дов. от 21.03.2016 в„– 03-56/08017, пост.)
от Управления федерального казначейства по Республике Крым (29015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 19, ОГРН 1147746319313, ИНН 7710959411) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Министерства финансов Республики Крым (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 4, ОГРН 1149102018670, ИНН 9102012971) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Привалова А.В.) по делу в„– А83-6197/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - ООО "ЛЛК-Интернешнл", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Крымской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 28.09.2015 в„– 09-15/07529 и обязании таможенного органа рассмотреть заявление общества о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 15.09.2015 в установленном законом порядке с вынесением решения по существу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 решение суда отменено. Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и требования общества удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав представителей таможни, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 29.08.2015 на Евпаторийском таможенном посту Крымской таможни ООО "ЛЛК- Интернешнл" через таможенного представителя - ООО "Модуль терминал" в соответствии с условиями договора от 12.08.2014 в„– 14l0385 по процедуре временного периодического декларирования были оформлены таможенные декларации в„– в„– 10010030/2908114/0000060, 10010030/2908114/0000061 на поставку грузов по контракту от 12.05.2014 в„– 14L0225, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" и LUKOIL LUBBRICANTS MIDDLE EAST.
Оплата таможенных пошлин осуществлена обществом в размере 45 000 000 руб. по платежному поручению от 20.08.2014 в„– 307 согласно официально опубликованным на сайте ФТС банковским реквизитам Крымской таможни.
Платежным поручением в„– 175 от 01.09.2014 в„– 175 денежные средства в размере 24 425 752 руб. 02 коп. перечислены Крымской таможней на счет Казначейской службы Республики Крым.
В течение срока действия указанных выше деклараций на товары груз не был вывезен за пределы Таможенного союза, в связи с чем, согласно п. 14 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ), временные декларации на товары письмом Крымской таможни от 14.07.2015 50-27/00054 были признаны непроданными и у заявителя образовались излишне уплаченные таможенные платежи в размере 24 425 752 руб. 02 коп.
Общество неоднократно обращалось заявлениями в Крымскую таможню о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в том числе 15.09.2015.
Решением таможни от 28.09.2015 в„– 09-15/07529 заявление возвращено обществу без рассмотрения в связи тем, что спорные денежные средства не были уплачены на расчетный счет, открытый в Управлении федерального казначейства Российской Федерации для перечисления таможенных и иных платежей и ООО "ЛЛК-Интернешнл" рекомендовано обратиться в Министерство финансов Республики Крым.
Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ЛЛК-Интернешнл" обратилось в суд с заявлением о признании решения незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным решения таможенного органа о возвращении заявления без рассмотрения и возлагая на таможенный орган обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем совершения предусмотренных законодательством действий по рассмотрению заявления, арбитражный суд первой инстанции мотивировал свои выводы тем, что оспариваемое решение вынесено таможней с нарушением требований ч. 4 ст. 147 Закона в„– 311-ФЗ, поскольку все необходимые документы обществом были представлены, и нарушает права и законные интересы ООО "ЛЛК-Интернешнл" на своевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Отменяя решение суда и отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что решение таможни принято в соответствии с нормами статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ и не нарушает права заявителя, поскольку заявление общества было возвращено таможенным органом без рассмотрения ввиду непредставления документов, подтверждающих факт излишней уплаты спорной суммы таможенных платежей именно в федеральный бюджет Российской Федерации, в связи с чем признал вывод суда о вынесении оспариваемого решения нарушением требований ч. 4 ст. 147 Закона в„– 311-ФЗ и нарушении им прав заявителя ошибочным и основанном на неправильном толковании норм права.
Суд кассационной инстанции находит, что при принятии обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции допустил нарушения норм процессуального права.
Согласно п. 12 ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В силу п. 13 этой же нормы закона постановление должно содержать мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части.
В нарушение данных норм права суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам ООО "ЛЛК-Интернешнл", что таможенным органом не отрицался факт представления всех необходимых документов для возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей, а поэтому основания для оставления заявления общества без рассмотрения, установленные ч. 4 ст. 147 Закона в„– 311-ФЗ отсутствовали.
Суд первой инстанции данный довод и доказательства, представленные как обществом, так и лицами, участвующими в деле, оценил и сделал вывод, что обществом представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающие уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату и предусмотренные ст. 147 Закона в„– 311-ФЗ. Данное обстоятельство признано таможенным органом.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом, в постановлении не указаны.
В силу положений статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, - не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
В силу части 4 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения, с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Судом апелляционной инстанции не указано, какой из документов, поименованных в части 2 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ не представлен обществом в таможенный орган, который производил декларирование товаров.
Не дана оценка тому обстоятельству, что принимая оспариваемое решение и оставляя заявление общества без рассмотрения, таможенный орган не руководствовался требованиями статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости представления обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты спорной суммы таможенных платежей именно в федеральный бюджет Российской Федерации, с учетом того, что таможенные платежи подлежали перечислению и были перечислены обществом на счета Крымской таможни, также сделан без ссылок на конкретные нормы материального права.
Таким образом, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права являются основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку могли привести к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемое постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А83-6197/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------