Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.10.2016 N Ф10-3618/2016 по делу N А35-11576/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по закону об административных правонарушениях субъекта РФ за нарушение порядка организации ярмарки.
Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку факт наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения установлен. Размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. в„– Ф10-3618/2016

Дело в„– А35-11576/2015

Резолютивная часть объявлена 28.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича (ОГРНИП 310463206800340, ИНН 463001755200, г. Курск) - Резниковой Е.В. (дов. от 27.04.2016),
от Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (ОГРН 1054639031480, ИНН 4632052071, ул. Горького, 65, г. Курск, 305000) - Найденова Д.В. (дов. от 03.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алябьева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Курской области от 08.04.2016 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу в„– А35-11576/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Алябьев Владимир Николаевич обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области (далее - Комитет, административный орган) от 07.12.2015 в„– 23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях", в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 30000 рублей.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление судов и принять судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Считая, принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, административный орган в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение и постановление судов без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей предпринимателя и Комитета, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании приказа председателя Комитета от 11.11.2015 в„– 179 уполномоченным должностным лицом было проведено информационно-аналитическое наблюдение за осуществлением торговой деятельности на ярмарке, проводимой по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, д. 20 (территория, прилегающая к ТЦ "Кристалл"), в ходе которого установлено, что в нарушение действующих правил ярмарка проводилась без согласования с органами местного самоуправления (вне графика проведения ярмарок, утвержденного правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования), организатором ярмарки не были выданы разрешения хозяйствующим субъектам на участие в ярмарке, на вывеске отсутствовала схема размещения объектов на территории ярмарки, организатором ярмарки не обеспечено соблюдение требований, предъявляемых к организации продажи товаров на торговых местах, отсутствовали контрольные весы и ценники установленного образца на реализуемые товары.
Результаты выявленных нарушений отражены в справке и протоколе осмотра от 11.11.2015.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2015 в„– 23 и вынесено постановление от 07.12.2015 в„– 23 о привлечении ИП Алябьева В.Н. к административной ответственности, предусмотренной ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях", с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Курской области от 28.02.2011 в„– 13-ЗКО "О полномочиях органов государственной власти Курской области" Администрацией Курской области принято постановление от 02.03.2015 в„– 103-па "О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Курской области" (далее - Порядок), которым на Комитет возложен контроль за его соблюдением.
В соответствии с указанным Порядком ярмарки, организуемые индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.
На официальном сайте Администрации Курской области, в открытом доступе размещен сводный график проведения ярмарок на территории Курской области в 2015 году, проведение ярмарок ИП Алябьевым В.Н. этим графиком не предусмотрено.
Статьей 53.5 Закона Курской области в„– 1-ЗКО от 04.01.2003 (с изменениями от 23.04.2015) "Об административных правонарушениях в Курской области" установлена административная ответственность за нарушение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области, организаторами ярмарок в виде наложения штрафа на должностных лиц - в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста пятидесяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные повторно, - влекут наложение штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 53.5 Закона Курской области "Об административных правонарушениях", являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение порядка организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, нарушающих порядок организации ярмарок на территории Курской области, установленного Администрацией Курской области.
Субъектом данного правонарушения признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию ярмарок.
Судами установлено, что указанные в протоколе об административном правонарушении от 19.11.2015 в„– 23, допущенные ИП Алябьевым В.Н. нарушения подтверждены материалами дела, не опровергнуты предпринимателем.
Исходя из изложенного, в отсутствие доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства, вывод судов о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения является верным.
Довод кассационной жалобы о нарушении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, установленного частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Оценив фактические обстоятельства настоящего дела, учитывая то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о законности оспариваемого постановления Комитета от 07.12.2015 в„– 23.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 08.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А35-11576/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------