Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.10.2016 N Ф10-3666/2016 по делу N А35-8460/2015
Требование: О признании недействительным пункта предписания контролирующего органа в части нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в оплате части стоимости земельного участка.
Обстоятельства: Контролирующий орган указал на то, что денежные средства из бюджета были выделены заявителю для приобретения здания, а не для приобретения земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку приобретение здания было невозможным без приобретения земельного участка, на котором расположено здание.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. в„– Ф10-3666/2016

Дело в„– А35-8460/2015

Резолютивная часть объявлена 04.10.2016
Полный текст постановления изготовлен 11.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (ОГРН 1024600957853, ИНН 4632001084, ул. Ленина, 69, г. Курск, 305004) - Дятловой С.А. (дов. от 19.05.2016),
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (ОГРН 1044637018260, ИНН 4632044137, ул. Марата, д. 9, г. Курск, 305002) - Старковой А.В. (дов. от 09.09.2016), Бреева А.Н. (дов. от 09.09.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 22.04.2016 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу в„– А35-8460/2015,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - территориальное управление, ТУ ФСФБН) от 12.08.2015 в„– 44-06-09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963 000 руб., выразившееся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Запольная, 39а.
Решением суда от 22.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, поскольку судами не принято во внимание, что предписание вынесено в отношении Комитета необоснованно, так как комитет является отраслевым подразделением администрации города Курска, осуществляющим от имени муниципального образования решение вопросов местного значения в отношении муниципального имущества, в связи с чем считает, что оспоренный акт должен быть адресован администрации г. Курска. Заявитель жалобы указывает, что судами необоснованно не учтено, что приобретение объекта недвижимости (здание детского сада) без земельного участка, на котором он расположен, противоречит нормам гражданского законодательства, в противном случае договор купли-продажи объекта недвижимости ничтожен.
В отзыве на жалобу территориальное управление просит оставить судебные акты без изменения, считая, что приведенные в кассационной жалобе положения норм гражданского и земельного законодательства не противоречат содержанию оспариваемого представления, которое соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не имеет властно-распорядительного характера, не возлагает каких-либо незаконных обязанностей, не создает иные препятствия комитету для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене решения и постановления судов по следующим основаниям.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на основании приказа от 21.07.2015 в„– 82-р территориальным управлением в отношении комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2013 году бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования, за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Проверкой было установлено, что в 2013 году денежные средства из бюджета г. Курска в сумме 963000 рублей использованы Комитетом на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а именно на оплату части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Запольная, 39а.
В обоснование нарушения территориальным управлением указано, что приобретение земельного участка, расположенного по адресу г. Курск, ул. Запальная, 39а, не предусмотрено Планом мероприятий, утвержденным постановлением администрации Курской области от 26.04.2013 в„– 234-па (в редакции постановления администрации Курской области от 06.12.2013 в„– 8913-па), Планом мероприятий, утвержденным постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 в„– 2668 (в редакции постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 в„– 4411).
По результатам проверки контролирующим органом 31.07.2015 составлен акт и 12.08.2016 вынесено представление о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в„– 44-06-09/1651.
В срок до 15.09.2015 Комитету предложено рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений: использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета, предоставленные на модернизацию региональных систем дошкольного образования осуществлять в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.1); обеспечить ведение бюджетного учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 в„– 157н, Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 в„– 162н (пункт 1.2); устранить причины и условия выявленных нарушений, разработав мероприятия по недопущению в дальнейшем нарушений действующего законодательства (пункт 2).
Считая пункт 1 предоставления ТУ ФСФБН в Курской области от 12.08.2015 в„– 44-06-09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963000 руб., выразившиеся в оплате части стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Запольная, 39а, недействительным, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных Комитетом требований, суды согласились с выводами территориального управления о том, что в нарушение требований ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска допущено нецелевое использование средств субсидии из федерального бюджета на сумму 963000 рублей, выразившееся в приобретении земельного участка, не предусмотренном Планами мероприятий, утвержденных Постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 в„– 234-па и Постановлением Администрации г. Курска от 15.08.2013 в„– 2668 (в редакции Постановления Администрации г. Курска от 10.12.2013 в„– 4411).
Судами установлено следующее.
Постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 в„– 234-па утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области", в который постановлениями Администрации Курской области от 19.08.2013 в„– 537-па, от 14.11.2013 в„– 815-па, от 06.12.2013 в„– 913-па внесены изменения.
Согласно позиции 11 перечня объектов капитального ремонта, строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, а также возвращаемых в систему дошкольного образования зданий, используемых не по назначению, и приобретаемых зданий (помещений) для реализации программ дошкольного образования в Курской области, являющихся приложением к названному Плану мероприятий, предусмотрено приобретение здания по ул. Запольная, 39а г. Курска стоимостью 53662,0 тыс. рублей, с финансированием за счет федерального бюджета в размере 46411,9 тыс. рублей.
Между ОАО "Прибор" (продавец) и Комитетом (покупатель) заключен договор от 18.12.2013 в„– 19/1354, в соответствии с которым в собственность муниципального образования город Курск приобретено здание с пристройкой общей площадью 2550,4 кв. м и земельный участок площадью 7822 кв. м, расположенные по адресу: г. Курск, ул. Запольная, 39 а.
Цена недвижимого имущества составила 53662000 руб. в том числе: стоимость здания с учетом НДС - 45448900 руб., стоимость земельного участка - 8213100,00 руб.
Между муниципальным образованием "город Курск" в лице Главы города Курска и Комитетом образования и науки Курской области заключено соглашение от 26.08.2013 в„– 269 о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию комплекса мер в рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования, предметом которого является осуществление совместных действий по реализации комплекса мер, предусмотренных постановлением Администрации Курской области от 26.04.2013 в„– 234-па "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Курской области".
Решением Курского городского Собрания от 12.10.2012 в„– 268-4-РС (в редакции решения Курского городского Собрания от 17.12.2013 в„– 52-5- РС) "О бюджете города Курска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в Приложении в„– 7 "Ведомственная структура расходов бюджета города Курска на 2013 год" предусмотрены расходы бюджета города Курска на модернизацию региональных систем дошкольного образования, в том числе по КБК: главе 911 "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска", разделу, подразделу 0701 "дошкольное образование", целевой статье 4362700 "Модернизация региональных систем дошкольного образования", виду расходов 441 "бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества казенным учреждениям" в сумме 193443,9 тыс. руб. - софинансирование расходов за счет средств федерального бюджета на приобретение здания детского сада по ул. Запольная, 39 а - 46411,9 тыс. руб.
Суды пришли к выводу, что названным Планом мероприятий не было предусмотрено приобретение земельного участка, а следовательно оплата в размере 963 тыс. рублей произведена с нарушением бюджетного законодательства.
Кроме того выводы о законности оспариваемого предписания были основаны судами, с учетом положений ст. 69 АПК РФ, на постановлении мирового судьи судебного участка в„– 4 судебного района Центрального округа г. Курска от 12.10.2015 в„– 5-665/2014, вступившем в законную силу, которым Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, строения и сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (пункт 2 статьи 552 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Таким образом, приобретение здания по адресу ул. Запольная, 39а, г. Курск в силу названных норм закона невозможно без приобретения земельного участка, на котором оно расположено.
Кроме того, постановлением администрации г. Курска от 15.08.2013 в„– 2668 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования города Курска", в который постановлением от 10.12.2013 в„– 4411 внесены изменения.
Согласно приложению в„– 2 (позиция 5) к Плану мероприятий "Сведения о перечне объектов реконструкции дошкольных образовательных учреждений и приобретаемых зданий (помещений) для реализации программ дошкольного образования в городе Курске в 2013 - 2014 гг. предусмотрено приобретение в 2014 году здания "детский сад" по ул. Запольная, 39а стоимостью 53662 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение приобретения этого объекта производится за счет средств регионального бюджета - 46411,9 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета 7250,1 тыс. рублей.
Таким образом и Плане мероприятий, утвержденном администрацией Курской области, и Плане мероприятий, утвержденном администрацией г. Курска, обозначено приобретение здания по ул. Запольная 39а.
Согласно условиям договора стоимость здания и земельного участка составляет 53662 тыс. рублей, что соответствует общей сумме субсидии, выделенной из средств федерального бюджета субъекту Российской Федерации - Курской области и выделенной из средств местного бюджета муниципального образования г. Курск для приобретения объекта недвижимости с учетом земельного участка, на котором расположено здание.
Имеющееся в материалах дела копия свидетельства о государственной регистрации права за "городом Курск" (серия 46 АП в„– 13959, выдано 10.01.2014) подтверждает, что земельный участок (кадастровый номер 46:29:102181:7) площадью 7822 кв. м относится к землям населенных пунктов для обслуживания дошкольных учреждений (детский сад в„– 79).
Такое же назначение земельный участок имел, находясь в собственности у продавца - ОАО "Прибор".
Учитывая императивные нормы статьи 552 ГК РФ о невозможности отчуждения объекта недвижимости без земельного участка, на котором оно расположено, а также то, что Планами мероприятий был оговорен размер предоставленных субсидий за счет средств федерального и местного бюджетов, у судов отсутствовали основания для признания 963 тыс. руб. как израсходованных комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска не по целевому назначению.
Суд округа не соглашается с выводами судов о преюдициальном значении для настоящего спора судебного акта мирового судьи судебного участка в„– 4 судебного района Центрального округа г. Курска (постановление от 12.10.2015 в„– 5-665/2014), поскольку положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают преюдициального значения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело. При этом, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
По настоящему делу фактические обстоятельства дела установлены в полном объеме, но судами неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и принятия нового решения по делу об удовлетворении требований Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 22.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А35-8460/2015 отменить.
Признать недействительным пункт 1 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 12.08.2015 в„– 44-06-09/1651 в части нецелевого использования бюджетных средств в размере 963 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------