Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2016 N Ф10-3849/2016 по делу N А62-4880/2015
Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оказанные услуги ответчиком оплачены по единому тарифу, установленному для уровня напряжения, определенного в точке присоединения электросетевого хозяйства истца и электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. в„– Ф10-3849/2016

Дело в„– А62-4880/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егоровой С.Г.
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца ПАО "МРСК Центра": представителя Левкиной А.А., по доверенности от 01.06.2016 в„– Д-см/01/43, представителя Пановой О.В., по доверенности от 01.06.2016 в„– Д-см/01/96; представителя Данченковой Ж.В. по доверенности от 01.06.2016 в„– Д-см/01/52;
от ответчика АО "АтомЭнергоСбыт": представителя Лобанова И.С., по доверенности в„– 80 от 10.05.2016;
от третьего лица Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу в„– А62-4880/2015,

установил:

публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за май 2015 года в размере 861 050 руб. 47 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2015 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 (судья Печорина В.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования общества о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии в размере 861 050 руб. 47 коп. удовлетворить в полном объеме.
Представители истца в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящую кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьего лица.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 18.06.2014 в„– 67528-1УП, по условиям пункта 2.1 которого исполнитель (истец) обязуется оказывать заказчику (ответчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) ТСО, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
В соответствии с пунктом 2 Приложения в„– 1 к договору заказчик оплачивает фактически оказанные в интересах обслуживаемых им потребителей услуги по передаче электрической энергии в расчетном периоде, определенном в соответствии с разделом 3 настоящего приложения, в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
В мае 2015 года ОАО "МРСК Центра" оказаны АО "АтомЭнергоСбыт" услуги по передаче электрической энергии, о чем составлен акт от 31.05.2015 в„– 67/05/2015.
Письмом от 15.06.2015 в„– МР1-СМ/32-2/4333 ОАО "МРСК Центра" направило акт, счет, счет-фактуру в адрес АО "АтомЭнергоСбыт". Акт подписан ответчиком с разногласиями (письмо от 17.06.2015 в„– См/27/1136).
Разногласия между истцом и ответчиком возникли в связи с тем, что истец рассчитывает стоимость оказанных услуг согласно утвержденным единым (котловым) тарифам по уровню напряжения, определенному в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО, а ответчик рассчитывает стоимость услуг по уровню напряжения в точке присоединения электросетевого хозяйства истца (котлодержателя) и электросетевого хозяйства ТСО. При этом разногласия между сторонами по объему услуг по передаче электрической энергии отсутствуют, указанный объем определяется сторонами в точке присоединения монопотребителей к сетям ТСО.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере 874 054 руб. 75 коп., исполнитель обратился в арбитражный суд с иском.
При вынесении оспариваемых судебных актов арбитражные суды обоснованно руководствовались следующим.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики помимо прочих являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.
Приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии) (пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442), пункты 69, 73 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования).
В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии). По общему правилу места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Правил в„– 442, пункт 2 Правил в„– 861). Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 2, подпункт "а" пункта 15 Правил в„– 861).
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил в„– 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования). Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, далее - Правила в„– 1178).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил в„– 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил в„– 861, пункт 49 Методических указаний в„– 20-э/2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 в„– 179 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики" установлены критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (далее - монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей.
Отнесение сетевой организации к "моносети" возможно при условии соответствия одному из следующих критериев: доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании монопотребителю и технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации, составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации; суммарный объем электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные, составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.
Согласно пункту 15(4) Правил в„– 861, в случае если сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, потребитель оплачивает: 1) услуги по передаче электрической энергии указанной сетевой организации по установленному для нее тарифу и 2) услуги по передаче электрической энергии прочим сетевым организациям, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 81 Основ ценообразования предусмотрено, что расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям, соответствующим критериям, предусмотренным приложением в„– 3 к настоящему документу, производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя.
Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 в„– 179 исполнение обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных территориальной сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, возложено непосредственно на потребителя, пользующегося такими услугами, во избежание несения затрат иными потребителями. При этом указанная оплата осуществляется по двум составляющим: 1) услуги сетевой организации - котлодержателя по единому котловому тарифу, 2) услуги ТСО по индивидуальному тарифу, установленному уполномоченным органом. При заключении потребителем договора электроснабжения с гарантирующим поставщиком указанные услуги в рамках заключенного договора оплачиваются гарантирующему поставщику, который в свою очередь рассчитывается с сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, утвержденных указанным постановлением.
Единые (котловые) тарифы в Смоленской области дифференцируются по следующим уровням напряжения: высокое напряжение (ВН) - объекты электросетевого хозяйства 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - объекты электросетевого хозяйства 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - объекты электросетевого хозяйства 20-1 кВ; низкое напряжение (НН) - объекты электросетевого хозяйства ниже 1 кВ.
Пунктом 43 Методических указаний от 06.08.2004 в„– 20-э/2 определено, что расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются: передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников); поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии.
В соответствии с пунктом 49 данных Методических указаний расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка (НВВ) всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг.
В пункте 48 указанной Методики приведены формулы расчета единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения, согласно которым единые (котловые) тарифы по уровням напряжения рассчитываются с учетом затрат сетевой организации, относящихся на указанный уровень напряжения, отнесения электросетевого имущества (также расчет условных единиц) в соответствии с Приложением 2 указанной методики к соответствующим уровням напряжения.
Согласно абзацу 4 пункта 42 Правил в„– 861 при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, на оплату потерь пропорционально объему электрической энергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, и затраты на содержание сетей сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, пропорционально объему мощности, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация; при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, соответствующая установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике указал, что с учетом вышеизложенных нормативных положений затраты (объекты электросетевого хозяйства) сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя в расчет единого (котлового) тарифа на территории Смоленской области не включались, при этом филиал ПАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" как "котлодержатель" несет ответственность за качество и надежность электроснабжения конечных потребителей только до границы балансового разграничения сетей МРСК и сетей ТСО, обслуживающей преимущественно одного потребителя (далее - моноТСО).
Исходя из положений абзаца третьего пункта 15(2) Правил в„– 861 при расчете и применении цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, уровень напряжения в отношении каждой точки поставки определяется в следующем порядке: если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств и (или) иных объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии (мощности) установлена на объектах электросетевого хозяйства, на которых происходит преобразование уровней напряжения (трансформация), принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанных объектов электросетевого хозяйства.
Аналогичные положения определены пунктом 42 Методических указаний, в соответствии с которым при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя.
Исходя из вышеизложенного, суды при вынесении обжалуемых судебных актов верно исходили из того, что затраты моноТСО в расчет единого (котлового) тарифа не включаются; монопотребитель оплачивает услуги по передаче (в том числе и гарантирующему поставщику в рамках договора энергоснабжения) по единому (котловому) тарифу и индивидуальному тарифу - моноТСО; котлодержатель (в данном случае истец) оказывает услуги по передаче до точки присоединения своих сетей к сетям моноТСО, и при расчетах значение котлового тарифа в таком случае должно быть принято по высшему уровню напряжения в точке присоединения сетей "котлодержателя" к сетям моноТСО. При этом именно таким образом осуществляет расчеты с монопотребителями гарантирующий поставщик в рамках договоров энергоснабжения.
Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике на 2015 год ТСО, обслуживающим преимущественно монопотребителей, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии: постановлением от 05.12.2014 в„– 245 для ООО "Гнездово", постановлением от 05.12.2014 в„– 249 для ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", постановлением от 05.12.2014 в„– 247 для ЗАО "Монтажник", постановлением от 05.12.2014 в„– 248 для ОАО "Смоленский ДОК", постановлением от 05.12.2014 в„– 246 для ОАО "Смоленский завод "Кентавр".
Из материалов дела усматривается, что с указанными ТСО АО "АтомЭнергоСбыт" заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии для монопотребителей: с ООО "Гнездово" для МУП "Смоленсктеплосеть", с ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" для ООО "Промэкс", с ЗАО "Монтажник" для МУП "Смоленсктеплосеть", с ОАО "Смоленский ДОК" для ЗАО "Фаянс", с ОАО "Смоленский завод "Кентавр" для ООО "Типография Михайлова-С".
Согласно актам балансового разграничения уровень напряжения в точке присоединения МРСК - ООО "Гнездово": СН1, МРСК - ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат": ВН, МРСК - ЗАО "Монтажник": СН1, МРСК - ОАО "Смоленский ДОК": ВН, МРСК - ОАО "Смоленский завод "Кентавр": ВН.
Уровень напряжения в точке присоединения ООО "Гнездово" - МУП "Смоленсктеплосеть": СН2, ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат" - ООО "Промэкс": СН2, ЗАО "Монтажник" - МУП "Смоленсктеплосеть": СН2, ОАО "Смоленский ДОК" - ЗАО "Фаянс": СН2, ОАО "Смоленский завод "Кентавр" - ООО "Типография Михайлова-С": СН2.
Услуги истца по передаче электрической энергии в указанной части ответчиком оплачены по единому (котловому) тарифу, установленному для уровня напряжения СН1 (точка присоединения к сетям МРСК сетей ООО "Гнездово"), ВН (точка присоединения сетей ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат"), СН1 (точка присоединения сетей ЗАО "Монтажник"), ВН (точка присоединения сетей ОАО "Смоленский ДОК"), ВН (точка присоединения сетей ОАО "Смоленский завод "Кентавр"), в связи с чем арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что задолженность перед истцом в предъявленном ко взысканию размере у ответчика отсутствует, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Таким образом, в спорный период передача электроэнергии до потребителя осуществлялась последовательно с использованием объектов электросетевого хозяйства сетевой компании (участника котловой модели) и посредством оборудования моносетевой организации. Сетевая компания по условиям действующего законодательства не была обязана транспортировать электроэнергию непосредственно до энергопринимающих устройства потребителя. Факт и объем перетока электроэнергии из сетей сетевой компании в сети общества зафиксирован приборами учета и не оспаривался в суде.
Данная правовая позиция также была поддержана третьим лицом в ходе судебного разбирательства.
Услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию. При этом государство гарантирует равные условия предоставления указанных услуг потребителям и равенство единых (котловых) тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 3, 6, 42, 46 - 48 Правил в„– 861).
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение плановых величин, характеризующих валовую выручку, необходимую для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии (далее - выручка), и объема оказываемых услуг. Выручка определяется исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. При определении выручки в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии. Плановый объем оказываемых услуг предопределен потребностями потребителей, присоединенных к электросетям сетевой организации (пункт 42 Правил в„– 861, пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, далее - Основы ценообразования, пункты 49 - 52, 57, таблица в„– П1.30 Методических указаний).
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о прогнозных величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода. Регулируемые организации извещаются о заседании регулирующего органа и вправе знакомиться с материалами тарифного дела, включая проект решения (пункты 11, 12, 17, 18 Правил в„– 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Экономическая обоснованность предложенных регулируемыми организациями величин определяется экспертным путем. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил в„– 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Из указанных правовых норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование величин (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
Правом на непосредственное участие в процедуре утверждения тарифного решения и на его обжалование обеспечивается интерес сетевых организаций в определении надлежащего размера тарифа. Этим же определяется обязанность сетевых организаций в дальнейшем придерживаться в своей деятельности установленных параметров.
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования. Правильное планирование своей деятельности и точное следование параметрам, заложенным при формировании тарифного решения, позволяет всем сетевым организациям, участвующим в котловой модели, получить и распределить котловую валовую выручку таким образом, чтобы безубыточно осуществлять свою деятельность.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации от 08.09.2016 в„– 307-ЭС16-3993.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе документально не опровергают выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а сводятся к пересмотру установленных судом фактических обстоятельств дела и исследованных им, с соблюдением норм процессуального права, доказательств, согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ данные доводы не могут являться основанием для отмены или изменения судом кассационной инстанции обжалуемых судебных актов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года в„– 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу в„– А62-4880/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Г.ЕГОРОВА

Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА


------------------------------------------------------------------