Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2016 N Ф10-4003/2016 по делу N А84-68/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств бюджетной системы РФ и оплате денежных средств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку административным органом не доказан факт нецелевого использования бюджетных средств. Некоммерческая организация вправе использовать доход, получаемый от размещения средств, на покрытие расходов, образуемых в результате своей деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. по делу в„– А84-68/2016

резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2016
постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - НО "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе", г. Севастополь, ОГРН 1149204030491 Харченко Ю.В. - директор, приказ от 10.11.2014 в„– 2-к, Пучкина А.С. - дов. от 16.09.2016
от заинтересованных лиц - Управления Федерального казначейства по Республике Крым, г. Симферополь Крамаренко М.В. - дов. от 04.08.2016 в„– 16-22/4
Прокуратуры г. Севастополя Махиня В.В. - служ. уд. от 30.01.2015 ТО в„– 180600
от третьих лиц - Департамента экономики г. Севастополя Михайлова Е.И. - дов. от 11.01.2016
Правительства г. Севастополя Зыков В.А. - дов. от 19.09.2016 в„– 4040/31/2-16
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю и прокурора города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Вахитов Р.С., Голик В.С., Сикорская Н.И.) по делу в„– А84-68/2016,

установил:

некоммерческая организация "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе" (далее - гарантийный фонд, фонд) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Крым и городу Севастополю (далее - управление финансово-бюджетного надзора) от 28.12.2015 в„– 3, которым фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент экономики города Севастополя (далее - департамент), Правительство Севастополя (далее - правительство), в качестве заинтересованного лица - Прокуратуру города Севастополя (далее - прокуратура).
Решением суда от 28.03.2016 в удовлетворении заявления фонда отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 решение суда от 28.03.2016 отменено, заявление гарантийного фонда удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационных жалобах управление финансово-бюджетного надзора и прокуратура просят постановление апелляционного суда от 14.07.2016 отменить, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
В отзывах на жалобы гарантийный фонд и департамент просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения в связи с необоснованностью доводов жалоб.
В суде кассационной инстанции Управление Федерального казначейства по Республике Крым (далее - управление федерального казначейства, управление) заявило ходатайство о замене стороны в деле: управления финансово-бюджетного надзора на управление федерального казначейства как правопреемника.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 в„– 41 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
Приказом Минфина России от 10.02.2016 в„– 47 упразднены территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) 31.08.2016 управление финансово-бюджетного надзора исключено из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности по причине ликвидации.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции производит замену управления финансово-бюджетного надзора на управление федерального казначейства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители управления и прокуратуры поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Представители департамента и гарантийного фонда поддержали доводы отзывов на жалобы. При этом пояснили, что договоры поручительства с субъектами малого и среднего предпринимательства заключены, но 10000000 руб. субсидий еще не использованы, так как субъекты, с которыми заключены договоры поручительства в обеспечение кредитных договоров, надлежаще исполняют обязательства по кредитным договорам.
Представитель правительства просил оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2014 в„– 482 "О государственной поддержке в 2014 году развития малого и среднего предпринимательства в Республике Крым и городе Севастополе и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" и постановлением Правительства Севастополя от 24.04.2014 в„– 14 "Об утверждении Государственной программы города федерального значения Севастополя "Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2014 год" бюджету города Севастополя предоставлена субсидия в размере 47 500 000,00 руб. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
30 июля 2014 г. между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Севастополя подписано соглашение в„– 001-МБ-14, предметом которого являлось предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на реализацию мероприятий в соответствии с утвержденной Программой, в том числе на организацию деятельности по созданию Гарантийного фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе с целью обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, а также осуществления иных видов деятельности в рамках реализации Программы в размере 9 500 000,00 руб. Срок действия соглашения определен до 31.12.2014.
На основании постановления Правительства Севастополя от 17.09.2014 в„– 06, приказа Главного управления экономического развития Севастополя от 21.10.2014 в„– 3 создан гарантийный фонд, учредителем которого выступило Главное управление экономического развития Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2014 в„– 462 "Об использовании субсидии, предоставляемой в 2014 году из федерального бюджета и средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" осуществлено распределение соответствующей субсидии и утвержден Порядок ее использования.
18 ноября 2014 г. между Главным управлением экономического развития Севастополя (в настоящее время - департамент) и гарантийным фондом заключено соглашение в„– 3.
Пунктом 2.1.1 соглашения предписано перечислить фонду субсидию в размере 10000000 руб. в следующем порядке:
- сумма субсидии из федерального бюджета в размере 5700000 руб., перечисленная на казначейский счет Главного управления в виде аванса, перечисляется на расчетный счет фонда в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения;
- средства бюджета города Севастополя в размере 500000 руб., перечисленные на казначейский счет Главного управления, перечисляются на расчетный счет фонда в течение 10 рабочих дней со дня зачисления их на казначейский счет Главного управления;
- оставшаяся сумма субсидии из федерального бюджета в размере 3800000 руб., перечисленная на казначейский счет Главного управления, перечисляется на расчетный счет фонда в течение 10 рабочих дней со дня зачисления их на казначейский счет Главного управления.
Платежными поручениями от 26.11.2014 в„– в„– 256, 259, от 18.12.2014 в„– 224 10000000 руб. субсидии перечислены Фонду.
В мае 2015 года прокуратура с привлечением специалистов управления финансово-бюджетного надзора провела проверку законности использования средств федерального бюджета, направленных в виде субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В материалах дела имеется справка, составленная по результатам проверки управлением финансово-бюджетного надзора, согласно которой фонд разместил все 10000000 руб. субсидии на депозитных счетах банков, отбор которых был проведен 15.12.2014 конкурсной комиссией по результатам конкурса. 3000000 руб. субсидии были размещены в КБ "Кубань-Банк" на депозитном счете согласно договору от 23.12.2014 в„– 1002/10-04/2144. В дальнейшем этот договор был расторгнут и 3000000 руб. были размещены на основании договора от 24.03.2015 на депозитном счете в Крымском филиале ОАО АК "БайкалБанк", отобранном по результатам конкурса. На основании выписок из движения денежных средств по счетам, открытым гарантийным фондом в банках, за период с 26.11.2014 по 30.04.2015 от вкладов на депозитах фондом было 495465,79 руб. процентов, в том числе 20712,33 руб. от вклада 500000 руб. субсидии, полученных из бюджета города Севастополя. Текущие расходы на организацию деятельности и на содержание аппарата фонда за этот период составили 409256,73 руб. Превышение расходов на содержание и обслуживание деятельности фонда нет (точкой отсчета управление взяло сумму в 500000 руб. - сумму субсидии из бюджета города Севастополя), фактических расходов на текущее обслуживание потребностей фонда за период его деятельности из бюджета города Севастополя не поступало (т. 1, л.д. 118, 129, 130, 134, 135).
Установив, что вся сумма субсидии (10000000 руб.) размещена фондом на депозитных счетах в банках, в том числе и 500000 руб., полученных из бюджета города Севастополя, что фонд на организацию своей деятельности и аппарата использовал проценты от вкладов, то есть от сумм субсидии, которые также должны использоваться по целевому назначению - на реализацию Программы развития малого и среднего предпринимательства Севастополя (т. 1, л.д. 139), чем нарушены требования статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 209-ФЗ), управление финансово-бюджетного надзора информировало прокуратуру о допущенных фондом нарушениях.
По итогам поступивших материалов постановлением прокуратуры от 13.07.2015 в отношении фонда возбуждено дело об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.7 КоАП РФ прокуратура передала материалы дела по подведомственности в управление финансово-бюджетного надзора.
Постановлением от 28.12.2015 в„– 3 управление признало фонд виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде штрафа в сумме 150 000 руб. В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ штраф рассчитан в размере 5% от суммы средств, полученных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению. Управление вменило фонду нецелевое использование 3 000 000 руб. субсидии, полученных из федерального бюджета, как суммы, размещенной с целью получения прибыли для использования в собственных целях.
Полагая, что постановление управления финансово-бюджетного надзора от 28.12.2015 является незаконным, фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта использования фондом 3 000 000 руб., перечисленных в качестве субсидии из федерального бюджета, исключительно в собственных интересах.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление фонда, апелляционный суд свой вывод мотивировал тем, что административным органом не доказан факт использования фондом сумм субсидии в собственных интересах в нарушение закона.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По статье 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) закреплено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Порядок предоставление субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, создания гарантийного фонда, использования сумм субсидии, перечисленных гарантийному фонду, регламентирован Приказом Минэкономразвития от 01.07.2014 в„– 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", которым утверждена Конкурсная документация для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее - Приказ в„– 411).
Согласно пункту 4.8.1 Приказа в„– 411 гарантийная организация - это юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров которого является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии. Основным видом деятельности гарантийной организации является предоставление поручительств по обязательствам (кредитным договорам, договорам займа, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Гарантийная организация вправе использовать денежные средства, предоставленные из бюджетов всех уровней для приобретения активов, в том числе финансовых, с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности, а также для исполнения обязательств по заключенным договорам поручительства. В целях обеспечения основного вида деятельности гарантийной организации (предоставление поручительств) из объема средств, предоставленных за счет средств бюджетов всех уровней, доходов от операционной и финансовой деятельности гарантийная организация формирует гарантийный капитал.
В силу пункта 4.8.13.12.2 названного Приказа гарантийная организация обязана выбрать один или несколько из трех способов размещения денежных средств, предназначенных для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для исполнения обязательств по таким поручительствам, поступивших из бюджетов различных уровней. Одним из таких способов размещения денежных средств является самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) кредитных организаций на основании конкурсного отбора. Гарантийная организация обязана установить размер средств, размещаемых на расчетном счете для целей обеспечения деятельности Гарантийной организации, но не более 10% гарантийного капитала, в случае если у Гарантийной организации отсутствует возможность изъятия части депозита, размещенного в банке, без потери доходности.
Из указанного пункта следует, что фонд вправе выбрать такой способ размещение сумм субсидий, как во вклады, и именно депозиты, кредитных организаций с целью соблюдения принципа доходности.
Довод представителя управления федерального казначейства о том, что 500000 руб., перечисленные фонду из бюджета Севастополя, не должны были размещаться на депозите, так как предназначены для функционирования самого фонда, ничем не подтвержден. Перечисленная из бюджета Севастополя сумма в 500000 руб. также являются субсидией.
Ссылка представителя управления в суде кассационной инстанции на пункт 4.8.13.12.6 Приказа в„– 411, как на норму права, которая позволяет фонду размещать на депозитах только 50% сумм субсидий, несостоятельна.
В пункте 4.8.13.12.6 говорится о лимите размещения средств гарантийной организации во вклады (депозиты) и на счетах банков, установленном на конкретный банк, который в любом случае не может превышать 50% от общего размера денежных средств гарантийной организации.
Согласно справке управления финансово-бюджетного надзора, составленной по результатам проверки фонда, лимиты размещения средств на депозитных счетах банков в соответствии с пунктом 4.8.13.12.6 фондом соблюдены (т. 1, л.д. 130).
Из справки управления следует, что фонд на деятельность своей организации и аппарата использовал суммы процентов от всех вкладов (депозитов). Объяснить, почему фонду вменяется нецелевое использование 3000000 руб. субсидии податели жалобы не смогли. Представитель управления сослалась на то, что эта сумма выбрана по той причине, что она была изъята с депозита одного банка и положена на депозит другого банка.
В соответствии с пунктом 4.8.13.12.7 Приказа в„– 411 доход, получаемый от размещения средств гарантийной организации, должен направляться на выполнение обязательств гарантийной организации по заключенным договорам поручительства, пополнение гарантийного капитала, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств гарантийной организации, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании, уплату соответствующих налогов, связанных с получением данного дохода, кроме гарантийных организаций, одним из учредителей которых является Республика Крым или город федерального значения Севастополь, которые вправе направлять указанный доход также на покрытие операционных расходов.
Из указанного пункта следует, что фонд вправе использовать доход, получаемый от размещения средств, на покрытие расходов, образуемых в результате деятельности фонда.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт нецелевого использования фондом бюджетных средств не нашел своего подтверждения, а поэтому по праву удовлетворил требование фонда.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А84-68/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------