Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.10.2016 N Ф10-3025/2015 по делу N А23-6027/2014
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления мотивировал отказ нецелесообразностью предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду более чем на два года, так как заявитель не зарекомендовал себя с положительной стороны и не имеет опыта деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, заявителем не обоснован размер испрашиваемых земельных участков.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что оспариваемый отказ не соответствует закону, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. в„– Ф10-3025/2015

Дело в„– А23-6027/2014

Резолютивная часть объявлена 17.10.2016
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пульнева Владимира Сергеевича (ОГРНИП 313401136100022, ИНН 400701866825, Калужская область) - Щедроткина Е.В. (дов. от 20.12.2014 в„– 3Д-908),
от администрации муниципального района "Жуковский район" Калужской области (ОГРН 1024000630147, ИНН 4007005510, ул. Гурьянова, д. 31, г. Жуков, Калужская область, 249191) - Шкодова П.В. (дов. от 15.01.2016 в„– 04-08/53),
от администрации сельского поселения деревня Верховье (д. Верховье, д. 115, Жуковский район, Калужская область, 249061) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Жуковский район" Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.03.2016 (судья Сидорычева Л.П.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Тучкова О.Г., Дайнеко М.М., Тимашкова Е.Н.) по делу в„– А23-6027/2014,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пульнев Владимир Сергеевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа администрации муниципального района "Жуковский район" (далее - администрация), изложенного в письме от 17.09.2014 в„– 04-10/2531, в предоставлении в аренду сроком на 25 лет в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства следующих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
- земельного участка площадью 11 918 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:18, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 157 836 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132908:4, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 104 944 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132909:3, местоположение: Калужская область, Жуковский район, южнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 20 294 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:19, местоположение: Калужская область. Жуковский район, восточнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 995 218 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132908:5, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Лыково;
- земельного участка площадью 139 244 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132904:17, местоположение: Калужская область, Жуковский район, юго-восточнее д. Величково;
- земельного участка площадью 10 000 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:16, местоположение: Калужская область. Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 40 130 кв. метров, с кадастровым номером 40:07:132908:3, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 40 130 кв. метров, с кадастровым номером 40:07:132911:2, местоположение: Калужская область, Жуковский район, восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 19 136 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132001:17, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 46 071 кв. метра с кадастровым номером 40:07:132909:8, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-восточнее д. Черная Грязь;
- земельного участка площадью 824 632 кв. метров с кадастровым номером 40:07:132905:22, местоположение: Калужская область, Жуковский район, северо-западнее д. Черная Грязь;
Решением суда от 06.03.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2015 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Определением Арбитражного Калужской области от 14.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения деревня Верховье.
При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Калужской области от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016, отказ признан незаконным.
Считая решение суда первой и апелляционной инстанции необоснованными, принятыми без учета всех фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, Администрация в кассационной жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 28.03.2016, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства в отзыве отклонил доводы кассационной жалобы Администрации как необоснованные и просил оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей главы КФХ и Администрации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 19.08.2014 глава КФХ Пульнев В.С. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду 12 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения, сроком на 25 лет в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, указав обоснование размеров испрашиваемых земельных участков, а именно: ведение КФХ будет осуществляться трудом пяти членов КФХ "Пуд земли" при необходимости привлечения сезонных работников по срочным трудовым договорам; основными видами деятельности будут производство сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка) и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. При этом заявитель указал на каких земельных участках планирует заниматься конкретными видами деятельности.
Письмом от 17.09.2014 в„– 04-10/2531 администрация отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков ввиду нецелесообразности предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду более чем на два года (с возможностью продления сроков аренды в случае успешной деятельности), так как КФХ не зарекомендовало себя с положительной стороны и не имеет опыта деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, а также сославшись на значительность испрашиваемых площадей (более 240 га).
Не согласившись с отказом администрации, глава КФХ обратился в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действия (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действиями (бездействием) прав заявителя.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения Пульнева В.С. в администрацию) крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон в„– 74-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.05.2015) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должно быть указано, в том числе, обоснование размера предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства). Кроме того, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4, пункт 2 статьи 12 указанного Закона).
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем критерии оценки и перечень необходимых документов в обоснование размера испрашиваемого земельного участка действующим законодательством не установлен.
При повторном рассмотрении дела, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что заявление главы КФХ оформлено с соблюдением требований статьи 12 закона в„– 74-ФЗ.
Земельным законодательством, действовавшим по состоянию на 19 августа 2014 года (день обращения главы КФХ в орган местного самоуправления), в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности либо расширения такой деятельности необходимость предоставления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления каких-либо иных документов, помимо соответствующего заявления о предоставлении земельных участков, не предусматривалась.
В нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что размер испрашиваемых земельных участков не соответствует экономическим возможностям крестьянского хозяйства, а также видам сельскохозяйственной деятельности.
В своей системной совокупности нормы Закона в„– 74-ФЗ призваны гарантировать и обеспечить со стороны государства реализацию права граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность, оказание поддержки крестьянских хозяйств.
Положения статьи 12 закона в„– 74-ФЗ предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков фермерским хозяйствам.
Правомерно, со ссылкой на статью 9 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ), судами отклонен довод Администрации о значительности испрашиваемых главой КФХ земельных участков, поскольку указанной нормой права прямо предусмотрено, что площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Доводы администрации о возможности предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду лишь сроком не более чем на два года в соответствии со статьей 11 Закона Калужской области от 03.07.2003 в„– 234-ОЗ "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области", как обоснованно признано судами, противоречат пункту 3 статьи 9 Закона в„– 101-ФЗ, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с которыми договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, должны соответствовать Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации и федеральным законам.
Обоснованно не приняты во внимание судом первой и апелляционной инстанции и доводы Администрации о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона в„– 101-ФЗ для земельных участков, испрашиваемых для разведения домашних животных, таких как крупный рогатый скот и овцы, и выращивания кормовых культур полевого возделывания: трав однолетних и многолетних, максимальный срок их аренды составляет три года, поскольку главой КФХ спорные земельные участки испрашивались не для целей сенокошения и выпаса скота в соответствии с Законом Калужской области от 4 октября 2004 года в„– 355-О3 "Об условиях предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота", а для цели осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии в требованиями Закона в„– 74-ФЗ.
Учитывая изложенное, отказ администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Главы КФХ, заинтересованного в стабильной деятельности крестьянского хозяйства.
Доводы администрации о том, что судами не принят во внимание значительный размер испрашиваемых земельных участков, который в совокупности составляет более 33% от общего размера площади земель, находящихся в фонде перераспределения муниципального образования, что не соответствует положения пункта 2 статьи 3 Закона Калужской области в„– 234-ОЗ, отклоняются судом округа необоснованные.
В пункте 2 статьи 3 указанного закона Калужской области для муниципального образования "Жуковский район" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут быть предоставлены в собственность одного гражданина или юридического лица составляет 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального образования.
Указанные положения не предусматривают исчисления площади земельных участков от площади земель, находящихся в фонде перераспределения. При этом, глава КФХ обращался за предоставлением земельных участков в аренду, а не собственность. А кроме того, как указывалось выше положения закона субъекта Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству, где ограничения по площади предоставляемых в аренду земельных участков не установлены.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов судов, не свидетельствуют о неправильном применении положений действующего законодательства, основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 28.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу в„– А23-6027/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------