Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.10.2016 N Ф10-3302/2016 по делу N А83-2948/2015
Требование: О признании недействительным решения о выдаче согласия органу власти в приеме в муниципальную собственность имущественных объектов.
Обстоятельства: Государственное казенное учреждение ссылается на то, что спорные объекты недвижимости переданы ему по договору безвозмездного бессрочного пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствуют законные основания для передачи спорных зданий, входящих в единый имущественный комплекс, в муниципальную собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу в„– А83-2948/2015

Резолютивная часть объявлена 13.10.2016
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1149102031088, ИНН 9103003183, ул. Ялтинская, 19, г. Алупка, Республика Крым, 298676) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН 1037700029620, ул. Житная, 16, г. Москва, 119049) - Сидорова А.А. (дов. от 03.12.2015 в„– Д-1/442), Шитовой Ю.И. (дов. от 19.12.2015 в„– Д-1/487),
от Ялтинского городского совета Республики Крым (ОГРН 1149102065188, пл.Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, пр-т. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080, ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу в„– А83-2948/2015,

установил:

Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Ялтинского городского совета Республики Крым 4 сессии 1 созыва (далее - Ялтинский горсовет) от 30 марта 2015 года в„– 40 "О даче согласия Совету министров Республики Крым в приеме в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым имущественных объектов ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" (далее - решение от 20.03.2015 в„– 40).
Дело рассматривалось с участием Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.12.2015 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 10.03.2016 суд апелляционной инстанции в порядке части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совет Министров Республики Крым (далее - Совет министров), протокольным определением от 25.04.2016 к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение суда от 10.12.2015 отменено, заявленные учреждением требования удовлетворены, признано недействительным решение Ялтинского городского совета от 20.03.2015 в„– 40.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм материального права, а именно положений Закона Республики Крым от 08.08.2014 в„– 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" (далее - Закон в„– 46-ЗРК).
В отзывах на жалобу МВД России и ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД РФ считают доводы кассационной жалобы необоснованными, просят оставить постановление без изменения.
Совет Министров РК в отзыве на жалобу считает ее обоснованной, указывает о принятии оспоренного решения в„– 40 Ялтинским горсоветом в пределах предоставленных ему полномочий, оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы учреждения в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей МВД России, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судами, следует из материалов дела, распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 602-р "Об управлении имуществом" (с учетом внесенных распоряжением от 16.12.2014 в„– 1410-р изменений) передан в безвозмездное пользование единый имущественный комплекс медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка" (г. Алупка, ул. Ялтинская, 19) ФКУЗ "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - распоряжение в„– 602-р).
На основании указанного распоряжения между министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и учреждением заключен 31.12.2014 договор безвозмездного бессрочного пользования государственным имуществом Республики Крым в„– 110, в соответствии с которым и согласно акту приема-передачи учреждению передан единый имущественный комплекс - Медицинский реабилитационный центр МВД Украины "Алупка" (г. Алупка, ул. Ялтинская, 19), в том числе: здание спального корпуса лит. А по ул. Ялтинская, 17, общей площадью 333,1 кв. м (пункт 46 акта приема-передачи), здание спального корпуса в„– 2 лит. В по ул. Ялтинская, 19, общей площадью 281,2 кв. м (пункт 40 акта приема-передачи), здание санитарной части лит. А по ул. Ялтинская, 21, общей площадью 131,8 кв. м (пункт 37 акта приема-передачи), здание лечебного корпуса лит. А по ул. Ялтинская, 23, общей площадью 269,5 кв. м (пункт 29 акта приема-передачи).
30.03.2015 Ялтинский горсовет принял решение в„– 40 о даче согласия Совету Министров РК в приеме в муниципальную собственность муниципального образования городской округа Ялта имущественных объектов, предоставленных в пользование учреждению, а именно: здание спального корпуса лит. А по ул. Ялтинская, 17, общей площадью 333,1 кв. м, здание спального корпуса в„– 2 лит. В по ул. Ялтинская, 19, общей площадью 281,2 кв. м, здание санитарной части лит. А по ул. Ялтинская, 21, общей площадью 131,8 кв. м, здание лечебного корпуса лит. А по ул. Ялтинская, 23, общей площадью 269,5 кв. м.
Не согласившись с решением в„– 40, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда и перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Крым, в том числе долями (паями, акциями) Республики Крым в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, регулируется Законом в„– 46-ЗРК.
Согласно части 1 статьи 7 Закона в„– 46-ЗРК имущество Республики Крым может быть передано в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления, расположенным на территории Республики Крым, а также предприятиям и учреждениям, федеральным и муниципальным учреждениям в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, общественным организациям инвалидов, Федерации независимых профсоюзов Крыма, а также в иных случаях, если законодательством Российской Федерации допускается передача имущества Республики Крым в безвозмездное пользование без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора безвозмездного пользования.
Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 в„– 1298-р, является медицинской (санаторно-курортной) организацией системы Министерства внутренних дел России и входит в состав органов внутренних дел РФ.
В соответствии с указанной нормой Закона в„– 45-ЗРК на основании распоряжения в„– 602-р единый имущественный комплекс медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка" был передан учреждению в безвозмездное пользование.
Перечень объектов, составляющий имущественный комплекс, был указан в акте приема-передачи к договору в„– 110 от 31.12.2014.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона в„– 46-ЗРК передача имущества Республики Крым в федеральную и муниципальную собственность осуществляется при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных за федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрен порядок передачи имущества из собственности Республики Крым в муниципальную собственность.
Поскольку распоряжением в„– 602-р Советом Министров Республики Крым, как уполномоченным органом, было принято решение о передаче имущества, являющегося собственностью Республики Крым, в бессрочное пользование учреждению, входящему в систему федеральных органов исполнительной власти, у Совета Министров РК и Ялтинского горсовета отсутствовала необходимость инициировать передачу спорных зданий, входящих в единый имущественный комплекс, в муниципальную собственность.
При этом, судом обоснованно учтены положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ), которыми установлено, что в федеральной собственности может находиться, в том числе, имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции; а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (абз. 9 - 11 ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ).
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции имелись правовые основания для признания оспоренного решения Ялтинского горсовета от 30.03.2015 в„– 40 незаконным.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления апелляционной инстанции у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по делу в„– А83-2948/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------