Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.10.2016 N Ф10-3977/2016 по делу N А83-4862/2015
Требование: О взыскании задолженности по уплате налогов, сборов, обязательных платежей.
Обстоятельства: Служба финансового надзора ссылается на наличие у общества налоговой задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств наличия спорной задолженности не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу в„– А83-4862/2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7, ОГРН 1149102017536, ИНН 9102011424) Никольской Я.А. - представителя (дов. от 18.01.2016 б/н, пост.)
от общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛИДЕР-М" (295493, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 187, литера А, каб. 4, ОГРН 1149102088630, ИНН 9102044476) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Управления федеральной налоговой службы России по Республике Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29, ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым (295053, Республика Крым, г. Симферополь, ул. М.Залки, д. 1/9, ОГРН 1147746392090, ИНН 7707831115) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-4862/2015,

установил:

Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, истец) обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "АВТОЛИДЕР-М" (далее - ООО "АВТОЛИДЕР-М", общество, ответчик) задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, образовавшуюся на 01.01.2015, в сумме 448 747 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.04.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 решение суда отменено. В удовлетворении иска Службе финнадзора отказано.
В кассационной жалобе Служба финнадзора просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015 в„– 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года (далее - Порядок).
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 в„– 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Ссылаясь на реестр, сформированный Налоговой службой Республики Крым, о наличии у ответчика задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015 в размере 448 747 руб. 42 коп., Служба финнадзора обратилась в арбитражный суд с указанным выше иском.
Удовлетворяя иск Службы финнадзора, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия у общества недоимки по налогу в размере 448 747 руб. 42 коп. по состоянию на 01.01.2015, а также указал, что перенесение сальдовых остатков (переплаты), возникших в переходный период, в карточку расчетов с бюджетом по перерегистрированному налогоплательщику, осуществляющему свою деятельность по законодательству Российской Федерации, не предусмотрено.Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что бездеятельность налогового органа, выразившаяся в не рассмотрении поступивших к нему обращений общества относительно погашения налогового долга за счет переплаты по другим налоговым платежам, как это предусмотрено статьей 3 Закона Республики Крым от 24.12.2014, привела к неверному и безосновательному исчислению и формированию сальдо расчетов с бюджетом.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Законом Республики Крым от 24.12.2014 установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.2015 года у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 3 указанного Закона определено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом Служба финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым (статья 4 Закона Республики Крым от 24.12.2014).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на 18.03.2014 за обществом числилась переплата налога на прибыль в размере 437 658 руб. 76 коп. и 417 730 руб. 80 коп. переплата по авансовым платежам по налогу на прибыль.
С целью реализации своих прав по погашению начислений по налогам и сборам в переходном периоде за счет излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образованных по состоянию на 18 марта 2014 года, как это предусмотрено статьей 3 Закона Республики Крым от 24.12.2014, общество в течение длительного периода времени неоднократно направляло в адрес налоговой инспекции по месту учета обращения с просьбой зачесть излишне уплаченные суммы по авансовым взносам по налогу на прибыль и переплату по налогу на прибыль в счет будущих обязательств по налогу на добавленную стоимость. Между тем налоговый орган такой зачет не произвел, мотивации причин своего бездействия не представил, что, как правильно указано судом, повлекло нарушение прав и законных интересов добросовестного налогоплательщика.
Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены правила рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции.
Частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, а также, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поэтому в случае несогласия с начислением задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, суды обязаны дать оценку законности и обоснованности эти доначислениям, при условии отсутствия судебного акта принятого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что бездействия налогового органа, выразившиеся в непроведении зачета переплаты по налогу на прибыль, образованной у общества по состоянию на 18 марта 2014 года, для погашения начислений по налогу на добавленную стоимость в переходном периоде, повлекли определение суммы задолженности по налогам и сборам на конец переходного периода в размере не соответствующем действительной налоговой обязанности общества, суд апелляционной инстанции правомерно отказал Службе финнадзора в удовлетворении иска.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 по делу в„– А83-4862/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------