Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2016 N Ф10-4227/2016 по делу N А83-4913/2015
Требование: О признании недействительными и отмене пунктов представления уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения уполномоченным органом выявлены нарушения в части неправомерного начисления работникам стимулирующих сумм и выплат за совмещение, излишнего списания бензина и дизельного топлива.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не проверены цифровые показатели, указанные в оспариваемом представлении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2016 г. по делу в„– А83-4913/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Панченко С.Ю., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (ОГРН 1149102174968, ИНН 9102065772, ул. 60 лет Октября, д. 30, г. Симферополь, 295024); - Сидоренко А.В. - представителя по доверенности от 18.01.2016 в„– 01/83-07;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, ИНН 9107012153, бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006); - Крыловой Л.Н. - представителя по доверенности от 03.02.2016 в„– 02-23/10; Пинчук А.М. - представителя по доверенности от 25.01.2016 в„– 02-23/6;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым (ОГРН 1149102012840, ИНН 9102009182, бульвар И. Франко, 12-14, г. Симферополь, Республика Крым, 295034); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН 1149102018504, пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295034); - Михеевой Л.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2016 в„– 01/3-8.05;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.05.2016 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-4913/2015,

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба) о признании недействительным и отмене пункта 1, пункта 2 представления от 28.08.2015 в„– 07-14/4561; частично недействительным и отмене пункта 3 представления в части суммы 552164,79 рублей (уточненные требования).
В деле участвовали: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым (далее - Министерство).
Решением суда от 10.05.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Служба просит отменить решение, постановление суда в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Службы, Учреждения, Министерства, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании обращения граждан Службой финансового надзора Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.11.2014 по 01.07.2015, по результатам которой составлен акт от 21.08.2015 в„– 07-22/05.
Проверкой установлены нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов на общую сумму 29139,52 руб., в том числе:
1) в нарушение требований п. 3.5 раздела 3 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 в„– 605 при отсутствии установленного Министерством здравоохранения Республики Крым размера выплат стимулирующего характера, заместителям директора и главному бухгалтеру неправомерно начислены и выплачены стимулирующие надбавки в сумме 1326504,00 руб., в том числе начисления составили 307683,72 руб.;
2) в нарушение п. 5.2 Приложения 1 к "Порядку определения размера заработной платы руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях (организаций) здравоохранения Республики Крым", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 в„– 368 (далее - Приказ в„– 368), которым разрешено заместителям главного врача вести работу в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности, неправомерно проведены начисления и выплаты заместителю директора по хозяйственным вопросам и заместителю директора по экономическим вопросам, а также завышена оплата заместителю директора по лечебно-консультативной работе и экспертной оценке качества медицинской помощи (проведена выплата в размере 50% вместо 25%). В результате неправомерно начислено и выплачена надбавка за совмещение профессии в сумме 31585,99 руб., в том числе начисления составили 7326,40 руб.;
3) в нарушении п. 13 Методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 в„– АМ-23-р (далее - Методические рекомендации в„– АМ-23-р), в результате применения завышенных норм за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 Учреждением излишне списано 17867,35 л бензина и дизельного топлива на общую сумму 651049,53 руб.
Представлением от 28.08.2015 в„– 07-14/4561 Служба обязала Учреждение: 1) рассмотреть указанное представление и принять меры по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем; 2) в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения законодательства в части неправомерного начисления и выплаты стимулирующих выплат на сумму 1326504 рублей; 3) в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения законодательства в части неправомерной выплаты за совмещение на сумму 31585,99 рублей; 4) в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения законодательства в части излишнего списания бензина и дизельного топлива на сумму 651049,53 рублей.
Информацию о принятых мерах с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений, представить в Службу в срок до 30.09.2015.
Не согласившись с пунктами 1, 2, и 3 представления в части суммы 552164,79 руб., Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что требования Учреждения обоснованны, так как Службой не доказаны обстоятельства нарушения Учреждением требований норм финансового законодательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Положения о Службе, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года в„– 170 (в ред. от 10 апреля 2015 года, действовавшей на момент направления представления), Служба является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, реализующим государственную политику Республики Крым в сфере внутреннего государственного финансового контроля (надзора), а также контроля за предприятиями, созданными (основанными) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым. Служба осуществляет функции по контролю и надзору в финансовой сфере, финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым.
Статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (часть 1); органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Учредителем государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" является Министерство здравоохранения Республики Крым. 28 января 2015 года Минздрав РК заключил соглашение в„– 807/БУ-2015-00051 о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджета Республики Крым, в том числе за счет полученных средств обязательного медицинского страхования, по которому на заработную плату и транспортные услуги Учреждения утверждены суммы средств субсидий на 2015 год.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства и финансирования за счет бюджетных средств, Служба имела полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля относительно Учреждения.
В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года в„– 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года в„– 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым" Советом министров Республики Крым 23 декабря 2014 года было утверждено постановление в„– 605 "Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" (далее - Положение в„– 605), которым урегулирован вопрос оплаты труда педагогических работников, работников культуры, науки и других занятых в государственных бюджетных, автономных и казенных учреждениях (организациях) здравоохранения Республики Крым (далее - учреждения (организации)), подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым, и определено, что указанная оплата осуществляется согласно условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей бюджетной сферы.
Так, в пункте 3.5 Положения в„– 605 (в редакции, действовавшей на момент проведения внеплановой проверки) было указано: "Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в зависимости от показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и иных показателей эффективности деятельности учреждения (организации). Размер выплат стимулирующего характера устанавливается Министерством здравоохранения Республики Крым".
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 в„– 186 в Постановление в„– 605 внесены изменения, в соответствии с которыми п. 3.5 изложен в новой редакции: "Размер и порядок выплат стимулирующего характера руководителю учреждения (организации) устанавливается Министерством здравоохранения Республики Крым. Выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения (организации) устанавливаются в зависимости от показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также от иных показателей эффективности деятельности учреждения (организации) и результативности деятельности самого руководителя. Показатели и критерии эффективности деятельности учреждения (организации) для руководителя учреждения (организации) устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Крым. Размеры выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения (организации) и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и подпунктами 6.3 - 6.8 раздела 6 настоящего Положения".
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.09.2015 в„– 578 были внесены изменения в Положение в„– 605 и пункт 3.5 изложен в редакции: "Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в зависимости от показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и иных показателей эффективности деятельности учреждения (организации). Размер выплат стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливается Министерством здравоохранения Республики Крым. Размеры выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и разделом 6 настоящего Положения".
Таким образом, пункт 3.5 Положения в„– 605 был дополнен конкретизацией относительно размеров выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения и главному бухгалтеру после проведенного контрольного мероприятия Службой в Учреждении.
Проверкой установлено, что директору, заместителям руководителя и главному бухгалтеру проведена выплата стимулирующих надбавок за февраль - март 2015 года при отсутствии приказа Министерства здравоохранения Республики Крым и приказа директора соответственно, то есть до внесения изменений в п. 3.5 Положения в„– 605.
Пунктом 5.2 Приложения 1 к Порядку в„– 368 руководителю учреждения и заместителям руководителя по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Крым разрешается вести в учреждении, в штате которого они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с выплатой им до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности.
Проверкой правильности и обоснованности определения размера выплат компенсационного характера установлено, что заместителю директора по лечебно-консультативной работе и экспертной оценке качества медицинской помощи установлена надбавка за совмещение профессий в размере 50% и начислено и выплачено компенсационной выплаты (доплаты за совмещение) в сумме 2181,09 руб., начисления составили - 658,69 руб. за май 2015 года.
Также, начислены и выплачены надбавки за совмещение заместителю директора по хозяйственным вопросам за период с 01.02.2015 по 30.06.2015 в сумме 7962,50 руб. и заместителю директора по экономическим вопросам за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 в сумме 14116,00 руб., однако п. 5.2 Приложения 1 к Порядку в„– 368 не предусмотрены начисления и выплаты за совмещение заместителям директора, кроме специальностей врачей.
В нарушение Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", п. 2.5 Устава в части осуществления деятельности в соответствии с законами Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации, заявителем за период с 01.01.2015 по 31.03.2015 на основании приказа от 12.01.2015 в„– 8, применялись "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 в„– 43, что свидетельствует о невыполнении Учреждением распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. в„– АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
Несоблюдение норм списания топлива и смазочных материалов Учреждением не оспаривается, спор идет только об определении (цифровом) этих расходов.
Поскольку в данном случае судами не проверялись цифровые показатели, указанные в оспариваемом представлении, то суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебных актов либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного Арбитражный суд Центрального округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства и доводы не были надлежащим образом исследованы судами в порядке статей 200 - 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Республики Крым следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое представление на соответствие действующему законодательству и принять законное обоснованное и мотивированное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.05.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А83-4913/2015 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------