Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2016 N Ф10-4047/2016 по делу N А14-12454/2015
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возмещении НДС в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды. Налоговый орган посчитал, что контрагенты в действительности не выполняли для общества работы по уборке урожая, документооборот имеет формальный характер, а при заключении договоров с указанными контрагентами общество не проявило должной осмотрительности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства совершения обществом и контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на создание условий для уменьшения налогообложения, налоговым органом не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2016 г. по делу в„– А14-12454/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от ООО "Центрально-Черноземная агропромышленная компания" 394016, г. Воронеж, Московский пр-т, д. 19б, оф. 12 ОГРН 1113668006088 Чеплевской Ю.О. - представитель, дов. от 23.06.16 г. в„– 527 Задорожной Т.Н. - представитель, дов. от 25.10.16 г. б/н
от ИФНС России по Коминтерновскому р-ну г. Воронежа 394026, г. Воронеж, ул. Варейкиса, д. 49 ОГРН 1043600196023 Криворуковой О.Ю. - представитель, дов. от 14.03.16 г. в„– 04-18/04558 Ильина С.В. - представитель, дов. от 27.10.16 г. в„– 04-31/21355
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Коминтерновскому р-ну г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.16 г. (судья Е.П.Соболева) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.16 г. (судьи Т.Л.Михайлова, Н.А.Ольшанская, В.А. Скрынников) по делу в„– А14-12454/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Центрально-Черноземная агропромышленная компания" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа (далее - налоговый орган) от 24.02.15 г. в„– 26 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и в„– 5 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в полном объеме".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.16 г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.16 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года (акт от 30.10.14 г. в„– 3167). Основанием для их принятия и отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6856595 руб. явился вывод налогового органа о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по документам ООО "АгроЭра", ООО "Эконом-Сервис", ООО "Аспект плюс", ООО "Эконом-Сервис", ООО "ЭталонАгроТранс". Налоговый орган посчитал, что указанные контрагенты в действительности не выполняли для Общества работы по уборке урожая, документооборот имеет формальный характер, а при заключении договоров с указанными контрагентами Общество не проявило должной осмотрительности.
Решением УФНС России по Воронежской области от 05.06.15 г. в„– 15-2-18/10700@ решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со ст. ст. 143, 146 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при совершении ими операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и перевозки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Пункт 5 ст. 169 НК РФ содержит перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг).
Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 24.11.05 г. в„– 452-О, от 18.04.06 г. в„– 87-О, от 16.11.06 г. в„– 467-О, от 20.03.07 г. в„– 209-О-О неоднократно подчеркивал, что разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.).
При отсутствии доказательств совершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" от 12.10.06 г. в„– 53 (далее - Постановление Пленума ВАС в„– 53).
О необоснованности налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.11 г. в„– 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Пунктом 2 той же нормы закона определены обязательные реквизиты первичного учетного документа, а пунктом 4 этой же статьи установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что доказательства совершения Обществом и спорными контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели создание условий для уменьшения налогообложения, налоговым органом не представлены. Суды признали, что исполнение договоров Общества со спорными контрагентами было реальным, все условия для применения налоговых вычетов, предусмотренные главой 21 НК РФ, Обществом соблюдены.
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения ст. 71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При этом все доводы налогового органа, положенные ими в основу оспариваемого решения, заявлялись им в судах первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили в принятых актах правовую оценку.
Так, оценивая доводы налогового органа о непроявлении Обществом должной осмотрительности, суды указали, что на момент подписания договоров подряда и выполнения в 4 квартале 2013 года соответствующих работ все спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицами, обладавшими соответствующей правоспособностью. Доказательств того, что указанные контрагенты являлись несуществующими организациями или относились к категории недобросовестных налогоплательщиков, участвующих в схемах получения необоснованной налоговой выгоды, налоговым органом не представлено.
При этом, как обоснованно отмечено судами, обществами "Эконом-Сервис", "АгроЭра" и "Аспект плюс" налоговому органу в ходе проверки и в материалы дела были представлены доказательства, которыми в полном объеме подтверждается выполнение спорных работ в адрес Общества, отражение их реализации в книгах продаж за соответствующий период и получение оплаты за выполненные работы. Представленные документы соответствуют документам, представленным самим Обществом.
Ссылка налогового органа на объяснения Повалюхиной Р.И. (являлась в проверяемый период руководителем ООО "Аспект плюс"), полученные оперуполномоченному УЭБ и ПК МВД России по Воронежской области, лейтенантом полиции Шутилиным А.Н., обоснованно отклонена судами, поскольку указанный работник органов внутренних дел не являлся лицом, проводящим камеральную налоговую проверку, представленные объяснения не соответствует требованиям, предъявляемым к протоколу допроса свидетеля, форма которого была утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 г. в„– ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". При таких обстоятельствах указанные объяснения правомерно признаны судами недопустимыми доказательствами.
Доводов, опровергающих данный вывод судов, кассационная жалоба налогового органа не содержит.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы налогового органа направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. ст. 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 15 апреля 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по делу в„– А14-12454/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Коминтерновскому р-ну г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------