Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2016 N Ф10-4218/2016 по делу N А62-5981/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на нарушение арендатором условий договора в части оплаты арендных платежей более двух периодов подряд.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку факт наличия задолженности установлен. В связи с тем, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расчет арендной платы произведен с применением ставок арендной платы, установленных постановлениями органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А62-5981/2015

Резолютивная часть постановления изготовлена 09.11.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Нарусова М.М.
Судей Солодовой Л.В., Бутченко Ю.В.
При участии в судебном заседании
от истца:
Администрация города Смоленска Алтуховой Н.А. - представителя по доверенности в„– 1/21- исх от 11.01.2016;
от ответчика:
публичное акционерное общество ПАО "Квадра - Генерирующая компания" (ПАО "Квадра") Аржакова В.В., представителя по доверенности в„– 04-01/2016-12 от 01.01.2016; Бондаренко Е.Е., представителя по доверенности в„– 04-01/2016-78 от 01.04.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу в„– А62-5981/2015,

установил:

администрация города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с иском к публичному акционерному обществу "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 10.12.2007 в„– 302/з в размере 38 011 796 рублей 32 копеек (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 (судья Красильникова В.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Тимашкова Е.Н.) решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.02.2016 отменено. Исковые требования администрации города Смоленска к ПАО "Квадра - Генерирующая компания" о взыскании задолженности и пени удовлетворены частично. С ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в пользу администрации города Смоленска взыскано 24 269 954 рубля 45 копеек, из которых: задолженность по арендной плате в размере 17 269 954 рубля 45 копейки, пени в размере 7 000 000 рублей. В удовлетворении исковых требований администрации города Смоленска в остальной части отказано. С ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 161 670 рублей.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ПАО "Квадра - Генерирующая компания" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представитель истца против доводов жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, считая оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области (арендодателем) и ОАО "Территориальная генерирующая компания в„– 4" (после реорганизации - ПАО "Квадра - Генерирующая компания") (арендатором) был заключен договор аренды от 10.12.2007 в„– 302/з земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 67:27:003 16 02:0043 площадью 384641 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, пос. Маркатушино, в районе ТЭЦ-2, под энергетическим производственно-технологическим комплексом Смоленской ТЭЦ-2 сроком на пять лет.
По истечении срока договора земельный участок возвращен не был, в связи с чем договор считается продленным на неопределенный срок.
Согласно пункту 3.2 договора размер арендной платы с 01.01.2007 по 31.12.2007 составлял 14 945 264 рубля 52 копейки с изменением в последующем на каждый календарный год в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.3 договора).
Арендная плата вносится арендатором на расчетный счет арендодателя ежеквартально до 20-го числа последнего месяца квартала (пункт 3.4 договора).
В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015) и решением Смоленского городского Совета от 20.02.2015 в„– 1323 с 01.03.2015 уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска определена Администрация города Смоленска.
В силу пункта 1 статьи 617 ГК РФ к администрации города Смоленска перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка от 10.12.2007 в„– 302/з.
Претензией от 17.06.2015, указывая на нарушения арендатором условий договора в части оплаты арендных платежей более двух периодов подряд, администрация города Смоленска предложила обществу оплатить имеющуюся задолженность по арендной плате и пеню.
Данная претензия была оставлена арендатором без ответа и исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, посчитав, что назначение спорного земельного участка, на котором расположен энергетический производственно-технологический комплекс Смоленской ТЭЦ-2, определяет его принадлежность к группе под объектами энергетики, а не группе под промышленные объекты, а также учитывая предельные ставки арендной платы, установленные приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 и от 23.04.2013 в„– 217, указав, что размер арендной платы за земельный участок не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, пришел к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по арендной плате.
Суд апелляционной инстанции, установив, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, пришел к выводам, что расчет арендной платы в период с 01.01.2014 до 01.03.2015 должен производиться с применением ставок арендной платы, установленных постановлениями администрации Смоленской области от 14.04.2009 в„– 192 и от 31.01.2014 в„– 36, а после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 - с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, в связи с чем частично удовлетворил заявленные требования.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением в„– 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные постановлением в„– 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным постановлением в„– 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Согласно пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением в„– 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Таким образом, постановление в„– 582 является лишь ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, применяя при расчете суммы задолженности по арендным платежам за земельный участок ставки арендной платы, установленные приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 и от 23.04.2013 в„– 217 в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставляемых (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, суд области не учел, что вышеназванными приказами установлены ставки арендной платы за федеральные земельные участки.
Между тем, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, апелляционным судом сделан верный вывод, что в данном случае при определении размера арендной платы следует руководствоваться в период с 01.01.2014 до 01.03.2015 ставками арендной платы, установленными постановлениями администрации Смоленской области от 14.04.2009 в„– 192 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действовавшего до 31.01.2014) (0,3% с 01.01.2014 по 31.01.2014) и от 31.01.2014 в„– 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (действующего до 01.03.2015) (3,5% с 01.02.2014 до 01.03.2015), принятых в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ.
Кроме того, судом верно отмечено, что в силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, законодатель относит земельные участки промышленности и энергетики к 3 категории по целевому назначению, следовательно, указанные в пункте 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли входят в одну категорию.
Действующими в спорный период постановлениями об утверждении ставок арендной платы была предусмотрена общая ставка в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты.
Таким образом, ставка арендной платы в размере 3,5% используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из элемента, наряду с кадастровой стоимостью земельного участка по соответствующему виду его функционального использования.
Кроме того, в соответствии с кадастровым паспортом от 07.08.2015 в„– 6700/301/2015-229569 на земельный участок с кадастровым в„– 67:27:0031602:43 площадью 384641 кв. м, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, п. Маркатушино, в районе ТЭЦ-2, указанный земельный участок имеет предыдущий кадастровый в„– 67:27:0000000:88, разрешенное использование которого по классификатору - для размещения промышленных объектов.
Также, согласно сведениям с официального сайта Росреестра (rosreestr.ru) - публичная кадастровая карта, вышеуказанный земельный участок с кадастровым в„– 67:27:0031602:43 имеет разрешенное использование по классификатору - для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Данные обстоятельства также подтверждают позицию администрации города Смоленска о правомерности применения при расчете арендной платы ставки 3,5%, установленной для земельных участков под промышленные объекты.
Согласно п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ), вступившей в силу с 01.03.2015, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К таким объектам отнесены, в том числе, объекты энергоснабжения (п. п. 2 ст. 49 ЗК РФ).
Таким образом, размер арендной платы за земельный участок при заключении договора аренды земельного участка для указанных целей после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ определяется с учетом положений пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет арендной платы, представленный администрацией с учетом применения с 01.03.2015 положений п. 4 статьи 39.7 ЗК РФ, и обосновано взыскал с общества в пользу администрации задолженность по арендной плате за период с 01.01.2014 по 30.06.2015 в размере 17 269 954 рубля 45 копеек.
Кроме того, рассмотрев требования истца о взыскании неустойки в размере 13 456 784 рубля 67 копеек, суд, руководствуясь п. 1 ст. 329, ст. 330 ГК РФ и исходя из условий п. 5.2 договора, предусматривающего выплату арендодателю за нарушение срока внесения арендной платы по договору пени из расчета 0,3% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки, счел возможным удовлетворить заявленное ответчиком ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ, снизив размер неустойки до 7 000 000 рублей.
Истцом также было заявлено о взыскании пеней, начисленных за несвоевременную уплату арендных платежей за 3, 4 кварталы 2008, 1 квартал 2009 года (за период с 20.09.2008 по 29.09.2015 - 100 880 рублей 54 копейки; за период с 20.12.2008 по 22.12.2008 - 22 417 рублей 90 копеек; за период с 20.03.2009 по 24.03.2009 - 7 741 рубль 59 копеек).
В отношении данных требований ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно условиям договора (п. 3.4) за 3 квартал 2008 года арендная плата подлежала уплате до 20.09.2008, за 4 квартал 2008 года - до 20.12.2008, за 1 квартал 2009 года - до 20.03.2009.
Суд апелляционной инстанции установил, что истец обратился в Арбитражный суд Смоленской области с требованием о взыскании пеней за указанный период 20.08.2015, то есть по истечении 3-летнего срока исковой давности, поэтому, руководствуясь ст. 195, п. 1 ст. 196, ст. 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 в„– 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу в„– А62-5981/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.НАРУСОВ

Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
Ю.В.БУТЧЕНКО


------------------------------------------------------------------