Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.11.2016 N Ф10-3882/2016 по делу N А84-23/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку деятельность кооператива не подчинена тем нормативным положениям, на соответствие которым осуществлена проверка кооператива и вменено административное правонарушение, что указывает на отсутствие в действиях кооператива состава правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2016 г. по делу в„– А84-23/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от потребительского жилищно-строительного кооператива "Строим вместе" (299055, г. Севастополь, пр. Генерала Острякова, д. 242): Дмитров Д.К. - представитель, действующий по доверенности от 16.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2016 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (судьи Оликова Л.Н., Гонтарь В.И., Котлярова Е.Л.) по делу в„– А84-23/2016,

установил:

потребительский жилищно-строительный кооператив "Строим вместе" (далее по тексту - кооператив или ПЖСК "Строим вместе") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту также - Департамент) от 07.12.2015 (в„– в„– 07-01/3045-Д-исх, 07-01/3049-Д-исх, 07-01/3050-Д-исх, 07-01/3056-Д-исх, 07-01/3057-Д-исх, 07-01/3062-Д-исх) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016, требования кооператива удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить упомянутые выше решение и постановление, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ПЖСК "Строим вместе".
В отзыве на кассационную жалобу кооператив просит оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Судебное заседание в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
В судебное заседание представитель Департамента не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена без участия представителя Департамента.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ПЖСК "Строим вместе", проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей из прокуратуры Ленинского района города Севастополя информацией, на основании распоряжения от 20.11.2015 в„– 144 в отношении кооператива проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой было соблюдение ПЖСК "Строим вместе" за период с 19.01.2015 по 08.12.2015 обязательных требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 в„– 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 214-ФЗ), а также частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).
В ходе проверки установлено, что кооператив осуществляет привлечение денежных средств граждан (членов кооператива) для строительства объектов - многоквартирных жилых домов - с нарушением требований, установленных частью 3 статьи 110 ЖК РФ, а также частью 1 статьи 1, пункта 1 статьи 2, частей 1, 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 Закона в„– 214-ФЗ, а именно - в отсутствие разрешения на строительство и земельного участка в собственности или на праве аренды/субаренды.
В этой связи кооператив признан виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000,00 рублей по каждому административному правонарушению.
Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 2 статьи 1 Закона в„– 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В силу положений части 2.1 статьи 1 Закона в„– 214-ФЗ запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 названной статьи. Лица, привлекающие денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных названной статьей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.2 статьи 1 Закона в„– 214-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 названного Закона (в соответствующей редакции) застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с Законом в„– 214-ФЗ и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, представленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Частью 2 этой же статьи право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется ЖК РФ (Раздел V Глава 11).
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в пункте 11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013 (далее также по тексту - Обзор Президиума ВС РФ), подтверждает, что жилищно-строительные кооперативы имеют право привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, однако порядок привлечения указанных средств установлен не Федеральным законом в„– 214-ФЗ, а законодательством, регулирующим деятельность таких кооперативов.
Так, из содержания договора о внесении паевых взносов, а также Устава ПЖСК "Строим вместе" следует, что между жилищным кооперативом и его членом возникли не обязательственные (договорные), а корпоративные (членские) отношения, регулируемые уставом данной организации.
В силу части 3 статьи 110 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 в„– 349-ФЗ) члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Федеральный закон от 30.11.2011 в„– 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии со статьей 5 вступил в силу со дня официального опубликования - 01.12.2011. Требования указанной нормы распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после дня вступления в силу Закона.
То есть, создаваемые после 01.12.2011 кооперативы обязаны оформить права на застраиваемый земельный участок, а также получить разрешение на строительство как застройщик.
Совокупность приведенных правовых норм Закона в„– 214-ФЗ, Закона в„– 349-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Обзора Президиума ВС РФ, позволяют сделать вывод о том, что жилищно-строительные кооперативы могут являться субъектами административной ответственности по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ в строго определенных случаях: кооператив, созданный после 01.12.2011, являясь застройщиком, осуществляет привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 3 Закона в„– 214-ФЗ. Нарушение указанных требований фактически заключается в том, что привлечение денежных средств осуществляется лицом, не отвечающим понятию "застройщик", и не имеющим разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что потребительский жилищно-строительный кооператив "Строим вместе" создан и зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица Украины 23.01.2008. В связи с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации 19.01.2015 внесена запись о кооперативе в ЕГРЮЛ Российской Федерации.
Ранее между ГП "Севастопольский морской торговый порт" (инвестор-1) и ООО "Скальса" (инвестор-2) 29.09.2005 подписан договор об инвестиционном финансировании строительства в„– 509/362, предметом которого являлось осуществление сторонами совместной согласованной инвестиционной деятельности с целью строительства жилого комплекса с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытовой сферы, подземным гаражом и благоустройством территории на земельном участке площадью 1,4836 га в шестом микрорайоне Куликова поля (проспект Генерала Острякова).
ГП "Севастопольский морской торговый порт" 21.05.2007 получило государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 1,4836 га по адресу: проспект Генерала Острякова, 242, г. Севастополь.
На основании договора о замене лиц в обязательстве от 23.04.2010 в„– 104/136 права и обязанности ООО "Скальса" как инвестора-2 и застройщика по договору от 29.09.2005 в„– 509/362 перешли к потребительскому кооперативу "Строим вместе".
ГП "Севастопольский морской торговый порт" зарегистрировало в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе декларации о начале выполнения строительных работ на вышеуказанном объекте от 29.08.2013 в„– СТ 083132390556, от 07.10.2013 в„– СТ 083132800208.
Существующая форма правоотношений в виде договора об инвестиционном финансировании строительства соответствовала действующему украинскому законодательству.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", определено, что предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Переоформление прав, указанных в частях 2 - 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2017 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Суды верно отметили, что доказательств, свидетельствующих о прекращении действия договора об инвестиционном финансировании строительства от 29.09.2005 в„– 509/362, договора о замене лиц в обязательстве от 23.04.2010 в„– 104/136, об отмене государственного акта на право постоянного пользования земельным участком от 21.05.2007 и деклараций о начале выполнения строительных работ на вышеуказанном объекте от 29.08.2013 в„– СТ 083132390556, от 07.10.2013 в„– СТ 083132800208, административным органом в материалы дела не представлено.
Статьей 26.1. КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Верно применяя положения Закона в„– 214-ФЗ, Закона в„– 349-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона в„– 6-ФКЗ, суды заключили, что вмененные застройщику требования распространяются на жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы, созданные после 01.12.2011, при этом в спорных правоотношениях факт приведения кооперативом учредительных документов в соответствие с российском законодательством и внесение о нем 19.01.2015 в ЕГРЮЛ сведений не свидетельствует о создании нового субъекта, равно как и его реорганизации либо смене лиц в обязательствах. Одновременно верно отмечено, что вышеприведенные нормы не могли распространяться на жилищно-строительные кооперативы, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя до 18.03.2014.
При изложенных обстоятельствах, суд округа согласен с выводами судов о том, что деятельность заявителя не подчинена тем нормативным положениям, на соответствие которых осуществлена проверка кооператива и вменено административное правонарушение, что указывает на отсутствие в действиях кооператива события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ.
На основании изложенного, вывод судов о незаконности оспариваемого постановления, является обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу в„– А84-23/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------