Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.11.2016 N Ф10-4249/2016 по делу N А83-389/2016
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространенной с использованием грузового автомобиля общего пользования, передал материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку грузовой автомобиль, на котором размещена реклама, не является транспортным средством общего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. по делу в„– А83-389/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
от акционерного общества "Пивобезалкогольный комбинат "Крым" (ОГРН 1159102014642, ИНН 9102154817, ул. Героев Сталинграда, д. 12, г. Симферополь, Республика Крым, 298650) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. А.Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295003) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Пивобезалкогольный комбинат "Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2016 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Евдокимов И.В.) по делу в„– А83-389/2016,

установил:

акционерное общество "Пивобезалкогольный комбинат "Крым" (далее - Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Крым о признании незаконным и отмене решения от 21.12.2015 в„– 07/735-15 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России, административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, и направить дело на новое рассмотрение, как принятое с нарушением норм материального права.
Общество и Крымское УФАС России в судебное заседание представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене исходя из следующего.
Судами установлено, что в ходе проведенного 24.07.2015 мониторинга рекламы на территории города Симферополя выявлено распространение заявителем (рекламодателем) на собственном транспортном средстве, которое расценено антимонопольным органом, как транспорт общего пользования - грузовом автомобиле марки КАМАЗ" (государственный знак АК1237СА), припаркованном напротив АЗС "Атан" по Евпаторийскому шоссе,, рекламы алкогольной продукции - пива "Крым. Свiтле" (с содержанием массовой частицы спирта 4,4%), в виде текстовой составляющей: "зварено за класичною технологiю", и графической - часть пивной бутылки пива с этикеткой "Крым "Свiтле", без предупредительной надписи, что является нарушением пункта 4 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
По результатам рассмотрения дела 21.12.2015 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю принято решение в„– 07/735-15:
1) признать ненадлежащей рекламу пива "Крым. Свiтле", распространенной с использованием грузового автомобиля марки "КАМАЗ", государственный знак АК1237СА, и его прицепа, поскольку она:
- распространяется на транспортном средстве общего пользования, что является нарушением пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием;
- не сопровождается предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что является нарушением части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства);
2) не выдавать заявителю обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Несогласие с решением послужило основанием для обращения Общества в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что грузовой автомобиль Общества является транспортным средством общего пользования, реклама алкогольной продукции на которых запрещена; Общество обязано было сопроводить рекламу предупредительной надписью о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции
Апелляционный суд, не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что реклама была размещена на транспортном средстве общего пользования, вместе с тем, указал на ее ненадлежащий характер и оставил без изменения решение суда.
Выводы судов о том, что спорная информация является рекламой, основаны на правильном применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Суды правильно применили часть 3 статьи 21 Закона о рекламе, в силу которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства), указав, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства нарушения названного запрета.
Ссылка заявителя кассационной жалобы, что таких сведений не содержал фиксирующий нарушение документ - акт осмотра от 24.07.2015 - оценивалась судами и обоснованно не принята во внимание ввиду наличия совокупности доказательств, в частности, фотоматериала, относимость которого к осмотру, проведенного в названном месте и времени относительно автомобиля Общества подтверждает соответствующая ссылка в акте осмотра.
В соответствии пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе такая реклама признается ненадлежащей.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что Общество не является надлежащим субъектом указанного запрета и отсутствует его вина, поскольку рекламопроизводитель (ООО "Рекламная группа "ДНК") в нарушение договора с рекламодателем-заказчиком (Обществом) произвело рекламу без предупредительной надписи, не соответствующую ссылкам Общества на факт изготовления ее в период до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, при отсутствии в законодательстве Украины подобных требований.
Судами дана оценка названным доводам, указано, что закон, действующий на момент размещения рекламы, предусматривал соответствующее требование, в связи с чем рекламный продукт должен был быть приведен в соответствие Закону РФ "О рекламе".
В указанной части судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.В отношении второго вменяемого в вину Обществу нарушения апелляционный суд, в отличие от суда первой инстанции, правомерно сослался на нормы закона, в силу которых размещение рекламы на грузовом автомобиле Общества во время выполнения коммерческой перевозки грузов не может быть признано нарушающим запрет, содержащийся в пункте 4 части 2 Закона, в силу которого реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 789 и пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке; договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, то есть договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (перевозка транспортом общего пользования и т.п.).
К таковым, в сфере наземного транспорта, согласно Уставу автомобильного и городского наземного электрического транспорта относятся перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам (ст. 19) и перевозки пассажиров и багажа легковым такси (ст. 31), согласно Уставу железнодорожного транспорта - перевозка пассажиров, груза, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования.
Вывод апелляционного суда основан на исследованных обстоятельствах дела, из которых следует, что названный выше грузовой автомобиль заявителя не осуществлял в силу закона, иных правовых актов или публичного договора перевозку грузов по обращению любого гражданина или юридического лица; заявитель не включен в перечень организаций, обязанных осуществлять такие перевозки; грузовой автомобиль заявителя не является транспортным средством общего пользования.
Правомерно указано на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что выезд грузового автомобиля заявителя на дороги общего пользования и получение дохода от доставки груза по договору поставки свидетельствуют о перевозке транспортным средством общего пользования.
Указанный вывод апелляционного суда требовал изменения (частичной отмены) решения суда первой инстанции, поскольку решение антимонопольного органа содержит выводы о двух нарушениях Закона о рекламе, один из которых неверен, однако апелляционный суд названное не учел.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит удовлетворению в названной части.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу в„– А83-389/2016 отменить в части отказа в признании недействительным абзаца 2 пункта 1 решения УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 21 декабря 2015 по делу в„– 07/735-15.
Признать недействительным решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 21 декабря 2015 по делу в„– 07/735-15 в указанной части, как не соответствующее пункту 4 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе".
В остальной части решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------