Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2016 N Ф10-4400/2016 по делу N А83-1294/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку факт наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлен. Размер штрафа судом снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. по делу в„– А83-1294/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" (ул. Узловая, д. 20, г. Симферополь, Республика Крым, 295047, ИНН 2323021097, ОГРН 1022303383794) - Божимова К.В. - представитель (доверенность от 04.03.2016);
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022, ИНН 9102001017, ОГРН 1149102000860) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 (судьи Сикорская Н.И., Остапова Е.А., Тарасенко А.А.) по делу в„– А83-1294/2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" (далее - ООО "Агентство "Ртутная безопасность", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2016 в„– 002568-0023/20 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 185 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 06.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление административного органа признано незаконным и отменено в части наложения на общество административного штрафа в размере, превышающем 90 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агентство "Ртутная безопасность", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 29.10.2015 Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Министерством экологии и природных ресурсов была проведена проверка хозяйственной деятельности ООО "Агентство "Ртутная безопасность", осуществляемой по адресу: ул. Узловая, 20 города Симферополя и 9-й километр Московского шоссе города Симферополя, на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Агентство "Ртутная безопасность" при осуществлении хозяйственной деятельности использует следующие источники выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух: склад временного хранения отработанных люминесцентных ламп; труба от модуля пиролиза; емкость печного топлива; площадка с автомобильными покрышками; емкость для хранения топлива.
Используя в хозяйственной деятельности вышеперечисленные объекты, ООО "Агентство "Ртутная безопасность" для целей охраны атмосферного воздуха не осуществило следующие мероприятия, предусмотренные действующим законодательством:
- не проведена инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
- отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- не осуществляется производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- не обеспечен учет (по форме ПОД-1, ПОД-2) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
- не осуществляется плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки 08.02.2016 должностным лицом Министерства был составлен в отношении общества протокол об административном правонарушении в„– 002568 по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 12.02.2016 в„– 002568-0023/20 ООО "Агентство "Ртутная безопасность" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 185 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Агентство "Ртутная безопасность" оспорило его в судебном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения для юридических лиц в виде штрафа от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 04.05.1999 в„– 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон в„– 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Частью 1 статьи 14 Закона в„– 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Для получения такого разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона в„– 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона в„– 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Федеральный закон от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ) определяет "загрязняющее вещество" как вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона в„– 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Факт нарушения Обществом требований действующего законодательства об охране атмосферного воздуха подтвержден материалами дела, в связи с чем выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части переоценке в порядке кассационного производства по делу не подлежит.
Учитывая изложенное, выводы суда о доказанности наличия в действиях ООО "Агентство "Ртутная безопасность" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, являются обоснованными.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения положений действующего законодательства об охране атмосферного воздуха материалы дела не содержат.
Нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Принимая решение о снижении назначенного обществу штрафа до 90 000 рублей, суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного заявителем деяния, обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, в связи с чем снизил размер административного штрафа до 90 000 рублей.
Выводы суда в этой части, а также в части невозможности квалификации правонарушения как малозначительного не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу в силу требований статей 286, 287 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о ненадлежащем оформлении административным органом протокола об административном правонарушении по настоящему делу являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и признаны ошибочными.
С выводами арбитражного суда в этой части судебная коллегия соглашается.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А83-1294/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ртутная безопасность" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------