Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.11.2016 N Ф10-4461/2016 по делу N А83-1864/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ за нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства, подтверждающие событие вменяемого административного правонарушения, не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. по делу в„– А83-1864/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
При участии в заседании:
от некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства" (ул. Киевская, д. 81, оф. 603, г. Симферополь, Республика Крым, 295034, ИНН 9102023116, ОГРН 1149102036269) Деменко А.Е. - представитель (доверенность в„– 3 от 11.11.2016);
от Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006, ИНН 9102012153, ОГРН 1149102017536) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства экономического развития Республики Крым (пр-т Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295034, ИНН 9102011897, ОГРН 1149102017118) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 (судьи Елагина О.К., Баукина Е.А., Черткова И.В.) по делу в„– А83-1864/2016,

установил:

некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства" (далее - Фонд поддержки предпринимательства) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора) о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2016 в„– 18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 376 200 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экономического развития Республики Крым.
Решением арбитражного суда от 14.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба финансового надзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя Фонда поддержки предпринимательства, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 16.10.2015 между Министерством экономического развития Республики Крым и Фондом поддержки предпринимательства было заключено соглашение в„– 23, предметом которого являлось предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия "Обеспечение деятельности и финансовая поддержка некоммерческой организации "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым" Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015 - 2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 в„– 542.
Пунктом 2.2.1 указанного соглашения стороны предусмотрели, что Фонд поддержки предпринимательства организует работу и обеспечивает целевое освоение бюджетных средств, указанных в пункте 1.1, 1.2 и 1.3 соглашения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Фонд поддержки предпринимательства в соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения в срок до 31.12.2015 обязался:
- обеспечить количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. - 45;
- обеспечить количество проведенных консультаций и мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. - 9405;
- обеспечить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. - 675.
Согласно пункту 4.1 соглашение вступало в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действовало до 31.12.2015.
Изменения, дополнения в настоящее соглашение вносились по согласованию сторон путем оформления письменного дополнительного соглашения к нему (пункт 6.1 Соглашения).
Между Министерством экономического развития Республики Крым и Фондом поддержки предпринимательства 29.12.2015 было подписано дополнительное соглашение, согласно которому продлены сроки выполнения обязательств до 31.12.2016.
В соответствии с приказами от 16.12.2015 в„– 646, от 29.12.2015 в„– 672 Службой финансового надзора с 17.12.2015 по 21.02.2016 проведена встречная проверка правомерности использования Фондом поддержки предпринимательства бюджетных средств, полученных от Министерства экономического развития Республики Крым за период с 01.07.2014 по 31.12.2015, при реализации вышеперечисленных мероприятий.
По результатам данной проверки был составлен акт встречной проверки от 11.02.2016 в„– 10-23/1, где зафиксировано ненадлежащее, по мнению проверяющих, выполнение Фондом поддержки предпринимательства обязательств, предусмотренных соглашением от 16.10.2015 в„– 23.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом Службы финансового надзора протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и материалов проверки Службой финансового надзора вынесено постановление о назначении административного наказания по делу в„– 18 от 11.03.2016, на основании которого Фонд поддержки предпринимательства признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 процентов суммы полученной субсидии, что составило 376 200 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Фонд поддержки предпринимательства обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, административный орган объективной стороной вмененного административного правонарушения признал факт неисполнения Фондом поддержки предпринимательства обязательств по соглашению от 16.10.2015 в„– 23 по состоянию на 31.12.2015.
Признавая выводы Службы финансового надзора в этой части ошибочными, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из того, что дополнительным соглашением от 29.12.2015 срок действия соглашения от 16.10.2015 в„– 23 сторонами продлен до 31.12.2016.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у административного органа отсутствовали правовые основания для квалификации действий Фонда поддержки предпринимательства по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ до окончательного истечения срока действия вышеуказанного соглашения.
Отсутствие доказательств, подтверждающих событие вмененного заявителю административного правонарушения, служит основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении Фонда поддержки предпринимательства к административной ответственности.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Службы финансового надзора.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу в„– А83-1864/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------