Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.11.2016 N Ф10-4448/2016 по делу N А14-665/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к продукции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия вины предпринимателя в совершении административного правонарушения установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А14-665/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
При участии в заседании:
от Юго-Восточного Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (ул. Мира, д. 4, г. Воронеж, 394000, ИНН 7701579036, ОГРН 1057746107242) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Оськина Павла Валерьевича (ул. Володарского, д. 68А, г. Россошь, Воронежская область, 397000, ИНН 362700170375, ОГРНИП 304362726400169) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оськина Павла Валерьевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2016 (судья Кочетков А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу в„– А14-665/2016,

установил:

Юго-Восточный Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - Юго-Восточный Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, административный орган) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Оськина Павла Валерьевича (далее - ИП Оськин П.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2016 ИП Оськин П.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Оськин П.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление суда.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой на основании распоряжения от 17.11.2015 в„– 120 Юго-Восточным Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора проведена проверка индивидуального предпринимателя Оськина П.В. при осуществлении им предпринимательской деятельности, связанной с реализацией пищевых продуктов.
Внеплановая выездная проверка проведена в период с 19.11.2015 по 10.12.2015 в местах осуществления последним предпринимательской деятельности - торговые точки на 1, 3, 4 пассажирских платформах железнодорожного вокзала Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги", расположенные по адресу: Воронежская область, город Россошь, площадь Танкистов, 7.
В ходе проверки административным органом были выявлены следующие нарушения, допущенные предпринимателем: нарушение порядка хранения и реализации меда и продуктов пчеловодства; продажа меда осуществлялась без маркировочных ярлыков и без товаросопроводительных документов; реализацию продуктов пчеловодства осуществляли продавцы без прохождения ими медицинского осмотра; не соблюдались правила личной гигиены продавцами; отсутствовали на дату проверки емкости для сбора мусора.
По результатам проверки 21.01.2016 должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении в„– 225, в соответствии с которым ИП Оськину П.В. вменялось правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 23.1 КоАП РФ указанный материал был направлен в Арбитражный суд Воронежской области для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ИП Оськина П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.07.2016 по настоящему делу указанный судебный акт оставлен без изменения.
С выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях ИП Оськина П.В. состава вмененного административного правонарушения судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
Согласно статье 12 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон в„– 29-ФЗ) предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статьей 19 Закона в„– 29-ФЗ установлено, что хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
В силу пункта 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Как установлено пунктом 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011, оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно статье 30 ТР ТС 021/2011 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 в„– 23 утверждены СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые согласно пункту 1.2. являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
В силу пункта 7.5 СП 2.3.6.1066-01 хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
Как установлено пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
Согласно пункту 9.12 СП 2.3.6.1066-01 продавец (владелец) мелкорозничной сети обеспечивает, в том числе, прием и реализацию пищевых продуктов с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность.
Факт нарушения ИП Оськиным П.В. вышеизложенных требований действующего законодательства подтверждается актом проверки от 11.12.2015 в„– 120, протоколом об административном правонарушении от 21.01.2016 и другими материалами дела.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются обоснованными.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, ИП Оськин П.В. считает, что контролирующим органом допущено нарушение порядка проведения внеплановой выездной проверки, установленного нормами Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части являлись предметом исследования и оценки судом первой и апелляционной инстанций.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций судебная коллегия соглашается.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по делу в„– А14-665/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оськина Павла Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------