Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.11.2016 N Ф10-4609/2016 по делу N А68-12439/2014
Требование: О признании незаконным мотивированного отказа уполномоченного органа в согласовании проектной документации, обязании согласовать проектную документацию на организацию добычи песчано-гравийных материалов.
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал отказ тем, что в корректировке проектной документации указаны данные, не соответствующие требованиям законодательства и условиям пользования недрами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт отсутствия недостатков корректировки проектной документации установлен на основании заключения комиссионной экспертизы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А68-12439/2014

резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2016
постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Порт Серпухов", Московская обл., г. Серпухов, ОГРН 1135043005371 Черненькова Е.Б. - дов. от 10.02.2014 на 3 года
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, г. Тула, ОГРН 1067107022795 Тарасова Е.К. - дов. от 27.06.2016 в„– 38д
от третьих лиц - ОАО "Гипроречтранс", г. Москва, ОГРН 1037739404218 не явились
уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2016 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 (судьи Заикина Н.В., Григорьева М.А., Можеева Е.И.) по делу в„– А68-12439/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Порт Серпухов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным мотивированного отказа Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее - министерство) от 23.10.2014 в„– 24-01-15/3501 в согласовании проектной документации, и об обязании министерства согласовать проектную документацию - корректировку рабочего проекта организации добычи песчано-гравийных материалов (ПГМ) на месторождении "Троицкое" на р. Оке (2013).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Гипроречтранс" (далее - ОАО "Гипроречтранс"), уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области.
Решением суда от 20.05.2016 требования общества удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу общество и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области просят оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель министерства поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель общества поддержала доводы отзыва на жалобу.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество осуществляло деятельность по добыче ПГМ в русле р. Оки на месторождении "Троицкое" с целью использования их для строительных работ на основании лицензии ТУЛ 05007 ТЭ, выданной комитетом Тульской области по природным ресурсам (зарегистрирована 10.04.2006), срок окончания действия лицензии - 31.12.2017.
Деятельность по добыче ПМГ осуществлялась на основании Рабочего проекта 1993 г. "Организация добычи песчано-гравийных материалов (ПМГ) Серпуховского порта на р. Оке", арх. в„– 79129, разработанного государственным институтом проектирования на речном транспорте "Гипроречтранс" по заданию Московского речного пароходства, в состав которого входил Серпуховской порт, и корректировок к рабочему проекту. Проект разработан на 12 месторождений Московского речного пароходства, в том числе месторождение "Троицкое" (т. 2, л.д. 25 - 129).
В связи с реорганизаций ОАО "Порт Серпухов" в форме преобразования в ООО "Порт Серпухов" 30.01.2014 указанная выше лицензия переоформлена министерством и обществу выдана лицензия ТУЛ 80080 ТЭ со сроком действия до 31.12.2017.
При этом обе лицензии содержат данные о наличии неотъемлемой составной части лицензии - согласование проекта разработки с заинтересованными организациями (пункт 6).
Согласно техническим условиям ФГУП "Канал имени Москвы" и ФКУ "РАМБ" Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России регулярно (1 раз в 3 - 5 лет) на эксплуатируемых русловых месторождениях р. Оки выполняются промеры русла, измерения уровней и расходов воды и гидравлические расчеты координат кривых свободной поверхности воды до и после производства добычных работ с увязкой между собой всех геологических блоков месторождения на всем его протяжении для исключения негативного влияния добычных работ на меженные уровни воды, обеспечения сохранности берегов, безопасности водозаборов, подводных коммуникаций, гидротехнических сооружений, опор мостовых переходов, требований рыбного хозяйства, обеспечения условий судоходства.
Такой подход к разработке русловых месторождений общераспространенных полезных ископаемых применяется с 1993 года, когда по поручению Роскомвода и по заданию МОБВУ и Московского речного пароходства было выполнено обследование участка р. Оки от Нижнего Новгорода до Калуги, подготовлено заключение о состоянии водного объекта и разработан технико-экономический доклад "Стабилизация процессов посадки уровней реки Оки и оптимизация хозяйственного использования ее русла", в котором были сформулированы требования к проектированию и организации добычных работ на русловых месторождениях с учетом их влияния на гидрологический режим р. Ока, а также выполнения работ по контролю за гидрологическим режимом в процессе добычных работ.
Учитывая вышеуказанные особенности, разработка русловых месторождений производится обществом очередями на рекомендованных при корректировках участках в течение длительного времени с учетом корректировок проектной документации (т. 2, л.д. 6).
Корректировки проекта были выполнены в 2003, 2006 и 2008 годах. В 2008 году выполнен проект "Организация добычи ПМГ на месторождении "Троицкое" на р. Оке", который также является корректировкой рабочего проекта 1993 г. (т. 5, л.д. 66, 107).
В 2013 году по заданию общества ОАО "Гипроречтранс" выполнена очередная корректировка рабочего проекта организации добычи ПМГ на месторождении "Троицкое" на р. Оке.
В соответствии с требованиями статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) общество направило в министерство для согласования корректировку рабочего проекта организации добычи ПГМ на месторождении "Троицкое" на р. Оке (2013) с приложением необходимых материалов.
По результатам рассмотрения корректировки рабочего проекта министерство со ссылкой на решение комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Тульской области, 23.10.2014 приняло мотивированное решение в„– 24-01-15/3501 об отказе в ее согласовании, ссылаясь на несоответствие данных, указанных в корректировке проектной документации, требованиям законодательства Российской Федерации и условиям пользования недрами.
Полагая, что отказ министерства является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Основные требования к содержанию проектной документации регламентированы Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 в„– 118 (далее - Положение в„– 118).
Суды пришли к выводу о том, что корректировка рабочего проекта (2013) отвечает требованиям Закона о недрах и Положению в„– 118, данный проектный документ соответствует объему и составу разделов Положения в„– 118, а выход добычных блоков в„– 1 (1048,15 - 1047,80 км), в„– 10 (1039,26 - 1038,96 км) и в„– 11 (1038,37 - 1038,10 км) за контур горного отвода, предусмотренного лицензией на пользование недрами ТУЛ 800 80 ТЭ, не противоречит положениям Закона о недрах, статьей 7 которого предусмотрено, что при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта уполномоченный орган оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Указанный вывод сделан судами на основании заключения комиссионной экспертизы (дополнительной), проведенной во исполнение определения суда экспертами ООО "Экопроекткарьер" с 28.12.2015 по 03.02.2016 (т. 6, л.д. 88)
Согласно заключению экспертизы корректировка рабочего проекта организации добычи ПГМ на месторождении "Троицкое" на р. Оке (арх. в„– 86135, 2008) самостоятельным проектом не является, а представляет собой продолжение первоначального проекта на разработку месторождения "Троицкое" на р. Оке (арх. в„– 79129, 1993). Любая корректировка проектной документации является продолжением первоначального проекта (арх. в„– 79129, 1993 г.) в части решения конкретных задач, например: объема работ, сроков начала и завершения работ на отдельных участках месторождения; порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку; контроля за влиянием добычных работ на гидрологический режим реки для исключения их негативного влияния на рассматриваемый участок р. Оки и т.п. и не может являться самостоятельным проектом организации добычи ПМГ на месторождении "Троицкое" (т. 6, л.д. 91).
Исходя из изложенного, довод кассационной жалобы о том, что корректировка рабочего проекта (2013) является корректировкой проекта 2008 года, который не существует и который не был представлен обществом, несостоятелен.
Экспертизой не выявлено существенных недостатков корректировки рабочего проекта организации добычи ПГМ на месторождении "Троицкое" на р. Оке (2013), препятствующих ее согласованию министерством (т. 6, л.д. 97).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Поэтому суд по праву удовлетворил требования общества.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 20.05.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу в„– А68-12439/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------