Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.11.2016 N Ф10-4907/2016 по делу N А09-13150/2015
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации безвозмездного срочного пользования земельным участком, обязании провести регистрацию.
Обстоятельства: Регистрирующий орган мотивировал отказ непредоставлением заявителем необходимых для регистрации документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку лесное и земельное законодательство не содержит запрета на предоставление в безвозмездное пользование участка, занятого городским лесом, а регистрирующим органом не представлены доказательства, подтверждающие нахождение спорного участка в федеральной собственности и обоснованность отказа в государственной регистрации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. по делу в„– А09-13150/2015

Резолютивная часть объявлена 23.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909, Ленинский проспект, д. 35, г. Брянск, 241002) - Бокаревой С.А. (дов. от 13.01.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, ул. 3 Июля, д. 27, г. Брянск, 241050) - Филилеева Ф.В. (дов. от 11.01.2016), Бобарыкиной Ю.В. (дов. от 11.01.2016),
от Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309, бульвар Гагарина, 25, г. Брянск, 241002) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2016 (судья Копыт Ю.Д.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-13150/2015,

установил:

Брянская городская администрация (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 20.07.2015 в„– 32/001/031/2015-565 и обязании провести государственную регистрацию безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 32:28:0000000:4807, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под городскими лесами, общей площадью 72823 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, городское лесничество, урочище "Снежка", кв. 29.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 18.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Брянской области просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу Управления Росреестра без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Администрации и Управления Росреестра по Брянской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, Управлением имущественных отношений Брянской области на основании обращения Брянской городской администрации 26.11.2014 издан приказ в„– 2557 "О предоставлении Брянской городской администрации в безвозмездное срочное пользование земельных участков", в соответствии с которым Брянской городской администрации в безвозмездное срочное пользование из земель населенных пунктов сроком на 1 год предоставлены земельные участки с разрешенным использованием под городскими лесами, в том числе земельный участок, расположенный в г. Брянске, городское лесничество, урочище "Снежка", квартал 29, площадью 72823 кв. м с кадастровым номером 32:28:0000000:4807. Принимая приказ управление руководствовалось Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Брянской области от 09.10.2006 в„– 76-З, постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 в„– 641, решением Советского районного суда г. Брянска от 05.05.2014 по делу в„– 2-1654 (2014),
На основании данного приказа 28.11.2014 между Управлением (ссудодатель) и Администрацией (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного (срочного) пользования находящимся в государственной собственности земельным участком и земельный участок с кадастровым номером 32:28:0000000:4807 передан по акту приема-передачи от 28.11.2014.
05.06.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации безвозмездного срочного пользования испрашиваемым земельным участком.
Сообщением регистрирующего органа от 20.07.2015 в„– 32/001/031/2015-565 Администрации отказано в государственной регистрации безвозмездного срочного пользования земельным участком на основании абзацев 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ).
В обоснование отказа регистрирующий орган сослался на пп. 10 п. 1 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, который предусматривает недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Не согласившись с отказом Управления Росреестра по Брянской области, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Брянской области пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что лесное и земельное законодательство не содержит запрета на предоставление в безвозмездное (срочное) пользование лесного участка из земель населенных пунктов органу местного самоуправления, а регистрирующим органом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в государственной регистрации Брянской городской администрации.
Суд округа с выводами судов соглашается.
Согласно статье 2 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
В силу статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В материалы дела регистрирующим органом не представлено доказательств о том, что спорный лесной участок находится в федеральной собственности.
Постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 в„– 641 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - города Брянска, и Положения об областной земельной комиссии" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Управление имущественных отношений Брянской области.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на срок не более чем один год.
Следовательно, управлением приказ о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельного участка, занятого городским лесом, издан, а договор с Брянской городской администрацией заключен в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь условием обеспечения защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объект которых - недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что у регистрирующего органа не имелось законных оснований для отказа Брянской городской администрации в государственной регистрации безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 32:28:0000000:4807, расположенным по адресу: Брянская область, г. Брянск, городское лесничество, урочище "Снежка", кв. 29.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку связаны с неправильным толкованием Управлением Росреестра по Брянской области норм права и получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения материалов дела судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 19.05.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу в„– А09-13150/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------