Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.12.2016 N Ф10-5266/2015 по делу N А83-1580/2015
Требование: О признании недействительными пунктов описательной и резолютивной частей представления уполномоченного органа.
Обстоятельства: По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия уполномоченным органом вынесено решение об устранении выявленных нарушений порядка обеспечения питания экипажей морских судов, выразившееся в выплате экипажам рациона питания денежной компенсации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку уполномоченный орган осуществляет полномочия по проверке соблюдения бюджетного законодательства, а в спорный период бюджетные средства предприятию не поступали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. по делу в„– А83-1580/2015

Резолютивная часть объявлена 24.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" (ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450, пл. Моряков, д. 1, Евпатория, Республика Крым, 297408) - Доморниковой Ю.А. (дов. от 31.03.2016 в„– 1),
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г. Симферополь, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2016 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Евдокимов И.В.) по делу в„– А83-1580/2015,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - предприятие) в лице филиала "Евпаторийский торговый порт" (далее - филиал предприятия) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 2 описательной и резолютивной (полностью) частей представления Службы финансового надзора Республики Крым (далее - Служба) от 27.03.2015 в„– 14-14/971.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17.02.2016 решение и постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением суда от 03.06.2016 признаны недействительными пункт 2 описательной и резолютивной частей представления Службы финансового надзора Республики Крым от 27.03.2015 в„– 14-14/971.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2016 решение суда от 03.06.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба просит отменить решение, постановление суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя предприятия, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года в„– 1865-6/14 "О Государственном предприятии "Крымские морские порты" на базе национализированного имущества предприятий крымских портов создано государственное предприятие "Крымские морские порты", впоследствии наименование изменено на государственное унитарное предприятие "Крымские морские порты".
На основании приказа и.о. генерального директора ГП "Крымские морские порты" в„– 14 от 23.05.2014 "О создании филиала государственного предприятия "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" с 23.05.2014 создано обособленное подразделение - филиал государственного предприятия "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт".
На основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 05.11.2014 в„– 01-62/2920 начальником Службы финансового надзора издан приказ от 19.12.2014 в„– 171 о проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его семи филиалов.
По результатам проверки, проведенной в отношении финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия - Евпаторийский торговый порт за период с 26.03.2014 по 30.11.2014, Службой филиалу предприятия выдано предписание от 27.03.2015 (исх. в„– 14-14/971), которым предложено рассмотреть указанную в представлении информацию о выявленных нарушениях (пункт 1), принять действенные и исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений (пункт 2), рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших финансовые нарушения (пункт 3), разработать план мероприятий по результатам проведенной внеплановой проверки с целью усиления дальнейшего контроля и недопущения нарушений финансовой дисциплины в дальнейшем (пункт 4).
Служба финансового надзора установила, в том числе, нарушение филиалом предприятия пункта 6 Приложения 1 Порядка обеспечения питания экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов", утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации 30.09.2002 в„– 122 (далее - Порядок в„– 122), выразившееся в выплате экипажам морских судов рациона питания денежной компенсацией (пункт 2 мотивировочной части предписания).
Предприятие, не согласившись с предписанием в части нарушения Порядка в„– 122, обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания судом оспариваемого представления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суды пришли к обоснованному выводу, что Служба не наделена полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его филиалов за исключением контрольных полномочий за использованием бюджетных средств.
Согласно Положению о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции действовавший в момент проведения проверки), утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 170 (далее - Положение в„– 170), Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Одной из основных задач Крымфиннадзора, в том числе, является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 2.1 Положения в„– 170).
В разделе 3 Положения в„– 170 указаны функции и полномочия Службы Финансового надзора, в том числе, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.
Следовательно, к проверкам, осуществляемым Крымфиннадзором, применимы нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 в„– 285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок в„– 285).
Согласно пункту 4 Порядка в„– 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются:
объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым;
региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Из пункта 10 Порядка в„– 285 следует, что внеплановые контрольные мероприятия проводятся, в том числе, по поручению Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым.
На основании вышеизложенного суд округа соглашается с выводами судов о том, что в период проведения проверки с 22.12.2014 по 30.01.2015 полномочия Службы по проведению контрольных мероприятий заключались в проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения, а из акта проверки следует, что проверка проведена на основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 и касалась финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия за период с 26.03.2014 по 30.11.2014, но бюджетные средства филиалу предприятия в проверенном периоде не поступали.
Из Положения в„– 170 (редакция, действовавшая до 11.03.2015) не следует, что Служба финансового контроля наделена полномочиями по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, созданных (основанных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым по иным вопросам, не связанным с проверкой соблюдения бюджетного законодательства, в частности по вопросам с оплатой труда, осуществляемой за счет собственных средств филиала предприятия, полученных от осуществления хозяйственной деятельности.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права по отношению к установленным по делу обстоятельствам, оцененным судами по правилам статьи 71 АПК РФ.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 по делу в„– А83-1580/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------