Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.12.2016 N Ф10-4568/2016 по делу N А83-1265/2016
Требование: 1) О признании незаконным требования антимонопольного органа о предоставлении информации; 2) признании незаконным требования управления по делам гражданской обороны.
Обстоятельства: Согласно оспариваемым требованиям общество было обязано предоставить сведения и копии документов, связанные с установлением программно-аппаратных комплексов.
Решение: 1) В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым требованием, не представлено; 2) Производство по делу прекращено, поскольку оспариваемое требование не содержит признаков ненормативного правового акта, не порождает каких-либо правовых последствий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2016 г. по делу в„– А83-1265/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
При участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" (ул. Сердобольская, д. 65, г. Санкт-Петербург, 197342, ИНН 7821000765, ОГРН 1027812404751) - Вороновой Н.В. - представитель (доверенность в„– 429 от 14.10.2015) и Кривошонка В.В. - представитель (доверенность в„– 430 от 14.10.2015);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ул. Александра Невского, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000, ИНН 9102007869, ОГРН 1149102010606) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым (ул. Кечкеметская, д. 103, г. Симферополь, Республика Крым, 295022, ИНН 7702835821, ОГРН 1147746382959) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга-91" (ул. Гаспримского, д. 5, г. Симферополь, Республика Крым, 295017, ИНН 9102019399, ОГРН 1149102029449) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Крымского республиканского отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ул. Субхи, д. 7, г. Симферополь, Республика Крым, 295015, ИНН 9102011375, ОГРН 1149102016260) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2016 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Евдокимов И.В.) по делу в„– А83-1265/2016,

установил:

закрытое акционерное общество "АРГУС-СПЕКТР" (далее - ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю) о признании незаконным требования о предоставлении информации, изложенного в письме от 25.01.2016 в„– 07/247, и к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым (далее - ГУ МЧС России по Республике Крым) о признании незаконным требования о предоставлении информации, изложенного в письме от 29.01.2016 в„– 580-1-8-5.
Решением арбитражного суда от 30.05.2016 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным требования от 25.01.2016 в„– 07/247 УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю о представлении информации отказано.
Этим же судебным актом прекращено производство по делу по заявлению ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" о признании незаконным требования ГУ МЧС России по Республике Крым о представлении информации, изложенного в письме от 29.01.2016 в„– 580-1-8-5.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей общества, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства направило в адрес ГУ МЧС России по Республике Крым запрос от 25.01.2016 в„– 07/247, в котором предлагалось последнему представить в антимонопольный орган сведения и копии документов, связанные с установлением программно-аппаратных комплексов (ПАК) "Стрелец-Мониторинг".
В свою очередь, указанный запрос ГУ МЧС России по Республике Крым переадресовало ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" (письмо от 29.01.2016 в„– 580-1-8-5), предложив обществу представить запрошенную антимонопольным органом информации, в срок до 03.02.2016.
Не согласившись с вышеперечисленными запросами, ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" о признании недействительным запроса УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю от 25.01.2016 в„– 07/247, и прекращая производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным запроса ГУ МЧС России по Республике Крым, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган в рамках своих полномочий проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Из частей 1, 3 статьи 25 Закона о защите конкуренции следует, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ГУ МЧС России по Республике Крым был направлен запрос (письмо от 25.01.2016 в„– 07/247), в соответствии с которым в срок до 05.02.2016 следовало представить в антимонопольный орган запрошенную информацию и документы, находящиеся в распоряжении последнего.
За неисполнение указанного запроса ГУ МЧС России по Республике Крым было предупреждено антимонопольным органом о наступлении административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с частью 5 статьи 19.8. КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признании недействительным запроса УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю, изложенного в письме от 25.01.2016 в„– 07/247, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал тот факт, что данный запрос был адресован ГУ МЧС России по Республике Крым, на которого и возлагалась обязанность по представлению запрошенных документов.
Правовые последствия за неисполнение вышеуказанного запроса также возлагались на ГУ МЧС России по Республике Крым.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" оспариваемым запросом антимонопольного органа, заявителем представлены не были.
При этом действия ГУ МЧС России по Республике Крым, связанные с переадресацией запроса антимонопольного органа ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", предметом спора по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 198, статьей 200 АПК РФ основанием для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта является, как несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая обстоятельства спора по настоящему делу и требования действующего законодательства, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" в части признания недействительным запроса УФАС России по Республике Крым и городу Севастополю о представлении информации и документов, изложенного в письме от 25.01.2016 в„– 07/247.
Обжалуемые судебные акты в части прекращения производства по делу по заявлению ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" о признании недействительным запроса ГУ МЧС России по Республике Крым о представлении документов и информации, изложенного в письме от 29.01.2016 в„– 580-1-8-5, отмене или изменению также не подлежат в связи со следующим.
Как указано выше, оспариваемый запрос ГУ МЧС России по Республике Крым по своему содержанию является препроводительным письмом к запросу антимонопольного органа о представлении документов и информации в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
При этом запрос антимонопольного органа адресован для исполнения непосредственно ГУ МЧС России по Республике Крым.
Полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства ГУ МЧС России по Республике Крым не наделено.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо ГУ МЧС России по Республике Крым от 29.01.2016 в„– 580-1-8-5 не содержит признаков ненормативного правового акта, не порождает за собой каких-либо правовых последствий, а поэтому не может быть оспорено в арбитражном суде по правилам, предусмотренным Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.05.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 по делу в„– А83-1265/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------