Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.12.2016 N Ф10-4738/2016 по делу N А23-3756/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору передачи электроэнергии.
Обстоятельства: Исполнитель ссылается на то, что услуги по передаче электроэнергии потребителем оплачены частично.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку исполнителем неправильно определен тариф, применяемый при расчете задолженности за оказанные услуги по уровню напряжения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу в„– А23-3756/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Платова Н.В., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца Коваль О.Л. (дов. от 28.12.2015);
от ответчика Лохмачева В.А. (дов. от 29.10.2013);
от третьих лиц представители не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А23-3756/2015,

установил:

открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", компания, истец) (в настоящее время - ПАО "МРСК Центра и Приволжья"), ОГРН 1075260020043, обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" (далее - ООО "Автомасла и автохимия", общество, ответчик), Калужская область, ОГРН 1024000943658, о взыскании задолженности по договору по передаче электрической энергии в„– 2013/0343кэ от 22.02.2013 за апрель 2015 года в сумме 263 171 руб. 39 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Калужская сбытовая компания", ООО "Эвтек-сервис", ООО "Энергомонтаж", Министерство тарифного регулирования Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2015 (судья Шатская О.В.) иск удовлетворен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Заикина Н.В., Бычкова Т.В., Селивончик А.Г.) решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2015 отменено, в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" подало кассационную жалобу, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 22.02.2013 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (в настоящее время - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") (исполнитель) и ООО "Автомасла и автохимия" (потребитель) был заключен договор в„– 2013/0343кэ оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), по условиям которого исполнитель обязался оказывать потребителю услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а потребитель обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (раздел 6).
Ссылаясь на то, что во исполнение условий договора ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в апреле 2015 года оказало потребителю услуги по передаче электроэнергии на сумму 474 021 руб. 13 коп., однако оказанные услуги последним были оплачены частично, в результате чего образовалась задолженность в сумме 263 171 руб. 39 коп., ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском о ее взыскании.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абзаца 5 пункта 15(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 в„– 740 (далее - Правила в„– 861), исходил из того, что энергопринимающие устройства ответчика подключены к объекту электросетевого хозяйства сетевой компании опосредованно через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии, и, следовательно, в расчетах за услуги по передаче электроэнергии должен приниматься уровень напряжения, на котором подключены объекты указанных лиц к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, то есть средний второй уровень напряжения (СН2).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Как установлено судами двух инстанций, энергопринимающие устройства ООО "Автомасла и автохимия" непосредственно присоединены к ЦРП-500 6кВ (центральной распределительной подстанции), принадлежащей ООО "Эвтек-сервис", от ячеек в„– 13, в„– 18; ЦРП-500 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Цветково" от ячеек в„– 18, в„– 19.
По точкам 1 и 2 поставки электроустановки ответчика непосредственно присоединены к ЦРП-2 6кВ (центральной распределительной подстанции) "Северная", принадлежащей ООО "Энергомонтаж", от ячеек в„– 105, в„– 205; ЦРП-2 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Окружная" от ячеек в„– 16, в„– 22.
При этом ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" не оказывают услуг по передаче электроэнергии.
С ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" истец производит расчеты за оказанные услуги по уровню напряжения ВН, а с ответчиком - по уровню напряжения СН2.
В силу статей 1, 2, 21, 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Федеральным законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный Закон в„– 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442, пункт 2 Правил в„– 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил в„– 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил в„– 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема оказанных услуг (пункт 15(1) Правил в„– 861).
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественно-монопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункты 6, 46, 48 Правил в„– 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Основы ценообразования)).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил в„– 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178 (далее - Правила в„– 1178)).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил в„– 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 в„– 740 пункт 15(2) Правил в„– 861 изложен в новой редакции и в нем установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15(2) Правил в„– 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 того же пункта установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15 (2) Правил в„– 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил в„– 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда РФ от 10.02.2016 в„– АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом. Данный вывод следует из пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, статьи 6 Федерального закона в„– 36-ФЗ.
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивных предписаний законодательства. Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил в„– 861, то есть, если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Федерального закона об электроэнергетике).
Следует учесть также следующее. Деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона об электроэнергетике).
Установленным обстоятельствам дела суд апелляционной инстанции дал правильную правовую оценку.
Довод кассационной жалобы о том, что тариф на 2015 год формировался в 2014 году, до внесения изменений в п. 15(2) Правил в„– 861, в связи с чем при его формировании был учтен объем оказанных истцом ответчику услуг на уровне напряжения СН-2, не может быть принят во внимание.
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года. Таким образом, указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть с 01.01.2015.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства имело возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения с учетом действующего законодательства. Тем самым предпринять все меры для соблюдения основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике.
Судебная коллегия полагает, что постановление суда апелляционной инстанции соответствует требованиям п. 12, п. 13 ч. 2 ст. 271 Арбитражного кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А23-3756/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
Н.В.ПЛАТОВ
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------