Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.12.2016 N Ф10-4531/2016 по делу N А08-1316/2016
Требование: О признании незаконным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Жилищная инспекция выдала предписание о необходимости произвести замену прибора учета электроэнергии в муниципальной квартире. Орган местного самоуправления считает предписание незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по замене прибора учета электроэнергии возлагается на собственника квартиры - муниципальное образование. Факт неисправности прибора учета электроэнергии подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Белгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2016 г. по делу в„– А08-1316/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2016
Полный текст постановления изготовлен 12.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от администрации города Белгорода (Гражданский проспект, д. 38, г. Белгород, 308000, ИНН 3123023081, ОГРН 1033107000728) - Золотухиной Ю.А. - представитель (доверенность в„– 39 от 06.05.2016, сроком на один год);
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области (Белгородский проспект, д. 85-а, г. Белгород, 308000, ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771) - Дынько Е.И. - представитель (доверенность от 15.02.2016, сроком на один год);
от Старушко Бориса Александровича (проспект Славы, д. 6, кв. 33, г. Белгород, 308000) - Старушко Б.А. (паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.06.2016 (судья Линченко И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Семенюта Е.А.) по делу в„– А08-1316/2016,

установил:

администрация города Белгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания от 29.01.2016 в„– 103 о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в муниципальной квартире в„– 33 дома в„– 6 по проспекту Славы в городе Белгороде.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Старушко Борис Александрович.
Решением арбитражного суда от 15.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Белгорода, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, квартира в„– 33, расположенная в жилом доме по адресу: г. Белгород, проспект Славы дом в„– 6, находится в муниципальной собственности и передана собственником (муниципальное образование город Белгород) физическому лицу Старушко Б.А. (наниматель) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем нанимателя и членов его семьи, что подтверждается ордером на жилое помещение от 10.05.2001 в„– 57.
Договор социального найма на квартиру в„– 33 жилого дома в„– 6 по проспекту Славы в городе Белгороде с Старушко Б.А. не заключался.
ООО УК "Центральная", осуществляя управление вышеуказанным жилым домом, 22.07.2015 провела проверку прибора учета электрической энергии, установленного в квартире в„– 33, на предмет его исправности.
В ходе данной проверки было выявлено, что установленный прибор учета электрической энергии в„– 4437, индукционный, тип СО-50 220В, 10А, 1999 года выпуска, пломба госповерителя - сентябрь 1999 года, класс точности "2" не пригоден к коммерческим расчетам за потребленную электроэнергию по причине истечения срока государственной поверки.
Письмом от 29.09.2015 в„– 3903 ОАО "Белгородэнергосбыт" (энергоснабжающая организация) сообщило гр. Старушко.Б.А. о невозможности дальнейшего использования данного прибора учета электрической энергии и указало на осуществление расчета платы за потребленную энергию с применением установленных нормативов.
Обращения гр. Старушко Б.А. в администрацию города Белгорода о замене прибора учета электрической энергии собственником данной квартиры исполнены не были.
В связи с изложенными обстоятельствами гр. Старушко Б.А. обратился в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области с жалобой на бездействие органа местного самоуправления.
На основании поступившего обращения распоряжением от 14.01.2016 в„– 103-р Управлением была назначена внеплановая выездная проверка по заявлению Старушко Б.А..
По итогам проведения проверки составлен акт от 29.01.2016 в„– 103 и администрации города Белгорода выдано предписание от 29.01.2016 о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в муниципальной квартире в„– 33 по проспекту Славы дом в„– 6 в городе Белгороде в соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354.
Посчитав предписание незаконным, администрация города Белгорода обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 в„– 442 (далее - Основные положения в„– 442), для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
При этом, пунктом 142 указанных Основных положений в„– 442 установлено, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа. Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (п. 146 Основных положений в„– 442).
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
Пунктом 80 Правил в„– 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
По правилам пункта 81 Правил в„– 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
На основании требований части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи (ст. 678 ГКа РФ).
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 в„– 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по замене прибора учета электрической энергии, установленного в квартире в„– 33, расположенной в жилом доме в„– 6 по проспекту Славы в городе Белгороде, возлагается на собственника данной квартиры - муниципальное образование город Белгород, полномочия которого в этой части осуществляет администрация города Белгорода.
Факт неисправности прибора учета электрической энергии, установленного в вышеуказанной квартире, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части не подлежат переоценке в порядке кассационного производства.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований администрации города Белгорода.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.06.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу в„– А08-1316/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Белгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------