Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2016 N Ф10-4707/2016 по делу N А64-5928/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод налогового органа о занижении предпринимателем налоговой базы, в качестве которой была использована рыночная стоимость земельных участков, установленная решением арбитражного суда. Налоговый орган полагает, что в качестве налоговой базы должна быть использована кадастровая стоимость, установленная постановлением органа власти.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку внесенная в государственный кадастр кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением органа власти, не может являться налоговой базой для исчисления налога в спорный налоговый период.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2016 г. по делу в„– А64-5928/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Панченко С.Ю., Радюгиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земсковой О.Г.
участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Вишневской Анастасии Сергеевны 392000, г. Тамбов, Студенецкая наб., д. 21б, кв. 3 ОГРНИП 412682904000056 не явилась, извещена надлежаще
от ИФНС России по г. Тамбову 392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2 ОГРН 1046882321903 Сидоренко О.С. - представитель, дов. от 15.02.16 г. в„– 05-23/003107
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу ИФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.16 г. (судья Е.В.Малина) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.16 г. (судьи М.Б.Осипова, Н.А.Ольшанская, В.А.Скрынников) по делу в„– А64-5928/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Вишневская Анастасия Сергеевна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании частично недействительным решения ИФНС России по г. Тамбову (далее - налоговый орган) от 16.07.15 г. в„– 14-18/2049 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.16 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.16 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предприниматель отзыв на жалобу не представила.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя налогового органа, поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации Предпринимателя по земельному налогу за 2014 год (акт от 18.05.15 г. в„– 1282). Основанием для его принятия явился вывод налогового органа о занижении Предпринимателем налоговой базы, в качестве которой ею была использована рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0214003:30, 68:29:0202007:831, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.12.12 г. по делу в„– А64-8571/2012. При этом налоговый орган исходил из того, что в качестве налоговой базы для спорных земельных участков должна была быть использована кадастровая стоимость, установленная Постановлением Администрации Тамбовской области в„– 1276, действующая с 01.01.14 г.
Решением УФНС России по Тамбовской области от 07.09.15 г. в„– 05-11/102 решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Предприниматель обратилась с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. п. 1 и. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Положения главы 31 НК РФ "Земельный налог" не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода - данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 г. в„– 7701/12.
Кроме того, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" от 30.06.15 г. в„– 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 г. в„– 135-ФЗ (в редакции ФЗ от 21.07.14 г. в„– 225-ФЗ, вступил в силу с 22.07.14 г.) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 21.07.14 г. в„– 225-ФЗ, положения ст. 24.20 Закона в„– 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной было подано Предпринимателем в суд в 2012 году, суды обоснованно посчитали, что установленная принятым по данному исковому заявлению решением суда кадастровая стоимость спорных земельных участков может применяться для целей налогообложения за 2014 год.
Признавая необоснованной позицию налогового органа о том, что в качестве налоговой базы за 2014 год подлежала применению кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная на основании Постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.13 г. в„– 1276, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В 2013 году в Тамбовской области проведена очередная оценка кадастровой стоимости земли, ее результаты утверждены Постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.13 г. в„– 1276.
Между тем, в государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земли, в том числе о кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесены 10.01.14 г., что подтверждается письмом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что внесенная в государственный кадастр недвижимости 10.01.14 г. кадастровая стоимость спорных земельных участков не может являться налоговой базой для исчисления земельного налога за 2014 год.
Суд кассационной инстанции находит, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, оценка доказательств произведена судами с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, сделанные судами выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании налоговым органом примененных судами норм материального права, фактически они направлены на переоценку доказательств, что в силу положений ст. ст. 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 8 июля 2016 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2016 года по делу в„– А64-5928/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС россии по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Е.А.РАДЮГИНА


------------------------------------------------------------------