Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2016 N Ф10-5203/2016 по делу N А35-11347/2015
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.
Обстоятельства: По итогам проверки соблюдения бюджетного законодательства надзорным органом было вынесено предписание, в соответствии с которым предприятие обязано возместить в бюджет субъекта РФ субсидию, предоставленную в соответствии с соглашением на возмещение затрат на переработку молока.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не исследован вопрос о выполнении предприятием обязательств по соглашению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А35-11347/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Шелудяева В.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Льговская опытно-селекционная станция" (ОГРН 1024600647840, Центральная ул., д. 1А, пос. Селекционный, Льговский район, Курская область, 307720): Сторьева С.Н. - представителя, действующего по доверенности от 20.01.2016 без номера;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (ОГРН 1044637018260, Марата ул., д. 9, г. Курск, Курская область, 305002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Льговская опытно-селекционная станция" на решение Арбитражного суда Курской области от 27.04.2016 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А35-11347/2015,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Льговская опытно-селекционная станция" (далее по тексту - ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее по тексту также - ТУ ФС ФБН в Курской области или Управление) о признании незаконным предписания от 01.10.2015 в„– 44-06-09/1918.
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" указывает на то, что суд не рассмотрел основной довод заявителя о соблюдении им всех условий соглашения, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета, ввиду чего просит судебные акты отменить - дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для выяснения всех обстоятельств по делу.
ТУ ФС ФБН в Курской области явку представителя не обеспечило. В направленном в адрес суда отзыве Управление, указывая на необоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка представителя Управления в судебное заседание суда округа не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив заявленные доводы, заслушав представителя ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция", проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено судами, между Комитетом агропромышленного комплекса Курской области (далее также по тексту - Комитет) и ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" 25.07.2014 заключено соглашение, в соответствии с которым последнему предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета (поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета) на возмещение затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
Во исполнение упомянутого соглашения Комитет на расчетный счет Предприятия перечислил бюджетные средства в сумме 785557,00 руб.
На основании приказа заместителя руководителя ТУ ФС ФБН в Курской области Управлением проведена в отношении Предприятия внеплановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, при использовании бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В ходе настоящей проверки выявлено, что полученные в 2014 году бюджетные средства в размере 785 557 руб. не возвращены при невыполнении значений целевых показателей реализации мероприятий Государственной программы Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 в„– 744-па (далее - Программа), а именно: производство молока и молочная продуктивность коров, предусмотренных для ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" пунктом 2.2.4 соглашения от 25.07.2014.
По результатам указанной проверки 26.08.2015 ТУ ФС ФБН в Курской области составлен акт и 01.10.2015 вынесено предписание в„– 44-06-09/1918, в соответствии с которым в срок до 09.11.2015 Предприятие обязано возместить в бюджет Курской области субсидию в размере 785 557 руб., предоставленную в соответствии с Соглашением от 25.07.2014.
ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" оспорило указанное предписание Управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что Предприятие документально не подтвердило достижение значений целевых показателей реализации мероприятий Программы.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суд первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Согласно части 2 статьи 7 данного Закона финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 в„– 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила в„– 1370).
В силу подпункта "в" пункта 4 Правил в„– 1370 условием предоставления субсидий и их расходования является, в том числе, наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Постановлением Администрации Курской области от 11.03.2013 в„– 121-па (в редакции от 18.06.2014 в„– 378-па) утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила в„– 121-па).
Пунктом 4 настоящих Правил установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока, по ставкам, определяемым комитетом агропромышленного комплекса Курской области на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока первого сорта в течение 2014 года при соответствии сельскохозяйственного товаропроизводителя, в том числе, следующим критериям: а) недопущение снижения объема производства молока по отношению к соответствующему периоду предыдущего года; б) недопущение снижения в текущем году молочной продуктивности коров по отношению к соответствующему периоду предшествующего года, начиная с 2014 года.
В соответствии с пунктами 2.2.1 - 2.2.4 соглашения от 25.07.2014 на ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" возложена обязанность по обеспечению достижения значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, определенным соглашением, а также обязанность по возврату предоставленной субсидии, в случае их невыполнений.
Так, согласно пункту 2.2.1 соглашения Предприятие обязано обеспечить достижение значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, определенных приложением в„– 1 к этому соглашению: производство молока в 2014 году - 1500,0 т (при производстве в 2013 году молока в количестве 1422,6 т); молочной продуктивности коров в 2014 году - 4400 кг (при продуктивности в 2013 году в количестве 4221 кг); выход телят в расчете на 100 коров в 2014 году - 85 голов (в 2013 году - 85 голов).
В силу пункта 2.2.4 соглашения при невыполнении по итогам 2014 года значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, предусмотренных приложением в„– 1 к соглашению, получатель субсидии возвращает предоставленные субсидии до 20 января 2015 г.
Непредставление Управлению первичных учетных документов, а именно: журналов учета надоя молока (форма в„– СП-21) в которых ежедневно отражается объем надоенного молока с подписью оператора машинного доения, ведомостей учета движения молока (форма в„– 23) за 2013 и 2014 годы, подтверждающих достижение Предприятием значений целевых показателей реализации мероприятий Программы, а именно: фактического объема производства молока за 2013 год - в количестве 1422600 кг, за 2014 год - в количестве 1518000 кг и соответственно молочной продуктивности коров за 2013 и 2014 годы, послужило основанием для вывода как ТУ ФС ФБН в Курской области, так и судебных инстанций, о неподтверждении ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" достижения значений целевых показателей реализации мероприятий Программы.
Между тем, согласно акту проверки, на основании которого выдано оспариваемое предписание, Предприятием для получения субсидии представлялись в Комитет необходимый пакет документов, в которых имеются сведения о выполнении целевых показателей по молоку, коровам и телятам за 2012, 2013, 2014 годы, из которых прослеживается положительная динамика роста надоенного молока и поголовья коров, значительно превышающая целевые показатели. В акте имеются ссылки на документы - договоры поставки, накладные, справки-счета, реестры документов, подтверждающие факт реализации и (или) отгрузку на собственную переработку молока и др., содержащие статистический учет.
Отсутствие журналов учета надоя молока и ведомостей учета движения молока без учета других документальных показателей необходимой производственной деятельности Предприятия само по себе не свидетельствует о недостижении значений целевых показателей.
Таким образом, для правильного разрешения спора суду надлежало проанализировать представленные стороной в обоснование своих доводов документы (сведения), восполняющие пробелы информации в утраченных документах, подтверждающие затраты на производство молока, молочного стада, телят.
Согласно подпункту "г" пункта 9 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1092, должностными лицами Росфиннадзора, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются федеральные государственные гражданские служащие Росфиннадзора (его территориального органа), уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Росфиннадзора (его территориального органа), включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы.
Пунктом 56 названных Правил предусмотрено, что при проведении выездной проверки (ревизии) проводятся, в том числе, контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.
В указанном аспекте Управление вправе представить суду свои документальные доказательства обоснованности выводов оспариваемого предписания. При необходимости составить акт сверки по произведенным Предприятиям затратам.
Наряду с вышеизложенным, учитывая, что соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока заключено ФГУП "Льговская опытно-селекционная станция" с Комитетом, которому предоставлялись и оценивались требуемые документы для получения субсидий, и выдавалась данная субсидия Предприятию, следовательно Комитет необходимо в порядке статьи 51 АПК РФ привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не исследован надлежащим образом вопрос о выполнении Предприятием обязательств по соглашению, заключенному с Комитетом 25.07.2014, от разрешения которого зависела правильность разрешения спора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ принятые судебными инстанциями по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и на основании их правовой оценки, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 27.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А35-11347/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------