Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2016 N Ф10-4633/2016 по делу N А36-4468/2016
Требование: О признании незаконными и отмене решений таможенного органа об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Обстоятельства: Таможенный орган мотивировал отказ в предоставлении преференций наличием выявленных нарушений при оформлении сертификатов о происхождении товара.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку выявленное нарушение при оформлении сертификатов не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Липецкой области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А36-4468/2016

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Егорова Е.И.
При участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Елецгидроагрегат" (305040, Липецкая область, г. Елец, ул. Барковского, д. 3, ОГРН 1024800789364, ИНН 4821000329) Орехова А.В. - представителя (дов. от 24.10.2016 в„– 378, пост.)
от Липецкой таможни (398037, г. Липецк, Трубный проезд, д. 3, ОГРН 1024840858910, ИНН 4825009643) Акимовой О.А. - представителя (дов. от 11.01.2016 в„– 04-37/4, пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Липецкой таможни на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2016 (судья Хорошилов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу в„– А36-4468/2016,

установил:

публичное акционерное общество "Елецгидроагрегат" (далее - ПАО "Елецгидроагрегат", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Липецкой таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными и отмене решений от 31.03.2016 об отказе в предоставлении тарифных преференций в„– 10109000/10-12/11 в отношении товаров по ДТ в„– 10109010/231013/0001330 и в„– 10109000/10-12/12 в отношении товаров по ДТ в„– 10109010/191113/0001459.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании контракта от 27.06.2013 в„– 12/24, заключенного между ОАО "Елецгидроагрегат" (покупатель, Российская Федерация) и Компанией "SANVI" (продавец, Республика Сербия), заявитель ввез на территорию Российской Федерации товар - комплектующие для гидроцилиндров линейного действия.
Указанный товар задекларирован на Елецком таможенном посту Липецкой таможни по ДТ в„– 10109010/231013/0001330 и в„– 10109010/191113/0001459.
В графах 15, 16 данных деклараций указана страна отправления и происхождения товара - Республика Сербия.
При декларировании товара по указанным декларациям обществом в графе 36 заявлена тарифная преференция в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербия в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, предполагающая полное освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.
В качестве подтверждения страны происхождения товара, общество одновременно с декларациями представило в таможенный орган сертификаты о происхождении товара по форме СТ-2: от 14.11.2013 в„– 45063/С1/869/2013 (бланк в„– 1063738) и от 15.10.2013 в„– 45063/С1/779/2013 (бланк в„– 1063733).
На основании представленных заявителем документов таможней был разрешен выпуск товаров и принято решение о применении тарифной преференции в виде полного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров "комплектующие для гидроцилиндров линейного действия", задекларированных по ДТ в„– в„– 10109010/231013/0001330, 10109010/191113/0001459.
В период с 16.02.2016 по 31.03.2016 таможенным органом проведена камеральная проверка ПАО "Елецгидроагрегат" по вопросам правомерности предоставления тарифной преференции в отношении товаров, ввезенных по указанным декларациям.
Результаты камеральной таможенной проверки оформлены актом от 31.03.2016 в„– 10109000/400/310316/А005, в котором зафиксированы выявленные нарушения при оформлении сертификатов о происхождении товара по форме СТ-2: от 14.11.2013 в„– 45063/С1/869/2013 (бланк в„– 1063738) и от 15.10.2013 в„– 45063/С1/779/2013 (бланк в„– 1063733).
Общая сумма таможенных пошлин, подлежащих взысканию с ПАО "Елецгидроагрегат" составила 273 916 руб. 48 коп.
По результатам камеральной проверки таможней приняты решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 31.03.2016 в„– 10109000/10-12/11 в отношении товаров по ДТ в„– 10109010/231013/0001330 и в„– 10109000/10-12/12 в отношении товаров по ДТ в„– 10109010/191113/0001459.
Основаниями для принятия решений послужили выводы таможенного органа о нарушении обществом требований статьи 12 Правил определения страны происхождения, а именно сертификаты о происхождении товара от 15.10.2013 в„– 45063/С1/779/2013 и от 14.11.2013 в„– 45063/С1/869/2013 заполнены на трех языках (английском, русском, сербском); в графу 12 сертификата "Удостоверение" ("Certification") посредством печатной машинки дополнительно внесена информация об уполномоченном органе, выдавшем сертификат, а в графу 13 сертификата "Декларация заявителя" ("Declaration by the applicant") посредством печатной машинки дополнительно внесены сведения о стране, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке (переработке), которые в нарушение пункта 4 статьи 12 Правил, не заверены надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 в„– 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Абзацами 1 и 2 пункта 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли (далее - Протокол) и Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила). Указанный Протокол одобрен Распоряжением Правительства Российской Федерацией от 30.05.2011 в„– 953-р.
Федеральной таможенной службой издан приказ от 31.10.2011 в„– 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" (далее - Приказ), в пункте 1 которого указано, что с 22.07.2011 ввозная таможенная пошлина не применяется в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 настоящего Приказа.
Ввезенный заявителем товар не подпадает под изъятия из режима свободной торговли, а также под исключения, указанные в пунктах 2 и 3 Приказа, что таможенным органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если: товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны; в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2; соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами; государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты о происхождении товаров. Сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров (пункты 1 и 2 статьи 9 Правил).
В силу пункта 4 статьи 11 Правил в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация (пункт 9 статьи 11 Правил).
В соответствии с требованиями к заполнению сертификатов, указанными в статье 12 Правил, графа 12 должна содержать наименование, адрес, печать уполномоченного органа, дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Пунктами 3 и 4 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру, при утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат; если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае: 1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил; 2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений; 3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Суды правильно указали, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Судами установлено, что общество в целях таможенного оформления ввезенного товара по спорным таможенным декларациям представило необходимый и достаточный пакет документов; сертификаты о происхождении по форме СТ-2, подтверждающие страну происхождения товара, а также отнесение товара к соответствующему Перечню товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.
Таможенным органом отказано обществу в принятии представленных сертификатов и предоставлении преференциального режима по спорным декларациям на товары, в связи с наличием недочетов в тексте сертификатов, допущенных при их оформлении уполномоченным органом Республики Сербии, которые возникли по не зависящим от ПАО "Елецгидроагрегат" причинам.
Между тем, как правильно отмечено судами, таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций и возврата сумм таможенных платежей.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выявленное нарушение при оформлении сертификатов не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии таможенного органа с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по делу в„– А36-4468/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Липецкой таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.И.ЕГОРОВ


------------------------------------------------------------------