Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5177/2016 по делу N А09-3681/2016
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности субъекта РФ на объект недвижимого имущества, обязании зарегистрировать право собственности.
Обстоятельства: Регистрирующий орган мотивировал отказ тем, что представленные документы не свидетельствуют о наличии права собственности субъекта РФ на заявленный к регистрации объект.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт представления заявителем всех необходимых для регистрации документов установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. по делу в„– А09-3681/2016

Резолютивная часть объявлена 19.12.2016
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309, бульвар Гагарина, 25, г. Брянск, 241002) -- Макеевой М.Ю. (дов. от 11.01.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, ул. 3 Июля, д. 27, г. Брянск, 241050) - Ланцевой Ю.В. (дов. от 11.01.2016),
от Тонконожко Натальи Яковлевны (г. Брянск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Солдатенковой Светланы Васильевны (г. Брянск) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2016 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В) по делу в„– А09-3681/2016,

установил:

Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе от 28.12.2015 в„– 32/001/077/2015-198 в государственной регистрации права собственности Брянской области на объект недвижимого имущества - квартиру с условным номером 32-32/001-32/001/066/2015-853, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина, д. 20, кв. 5 и обязать Управление Росреестра по Брянской области зарегистрировать право собственности Брянской области на данную квартиру.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016, решение Управления Росреестра по Брянской области от 28.12.2015 в„– 32/001/077/2015-198 об отказе в регистрации права собственности признан незаконным.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Брянской области просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, 22.10.2015 Управление имущественных отношений обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Брянской области на объект недвижимого имущества - квартиру с условным номером 32-32/001-32/001/066/2015-853, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина, д. 20, кв. 5 (далее - объект имущества, квартира).
Сообщением Управления Росреестра от 28.12.2015 в„– 32/001/077/2015-198 Управлению отказано в государственной регистрации права собственности Брянской области на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон в„– 122-ФЗ).
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 2 Закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (о государственной регистрации прав).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (ст. 20 Закона в„– 122-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Управлением имущественных отношений на государственную регистрацию была представлена выписка из реестра государственного имущества Брянской области от 02.11.2015, в которой указано, что основанием внесения записи в отношении заявленной на государственную регистрацию квартиры в реестр государственного имущества Брянской области послужило Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", план приватизации пивобезалкогольного комбината "Брянский", утвержденный 03.03.1993, согласно пункту 8 которого и приложению I "Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992" в перечень объектов, не подлежащих выкупу и приватизации, были включены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе 8-квартирный жилой дом по ул. Пушкина, 20.
Отказывая в государственной регистрации права собственности на спорную квартиру, регистрирующий орган указал, что представленные Управлением документы не свидетельствуют о наличии права собственности Брянской области на заявленный к регистрации объект, кроме того в силу пункта 1 приложения в„– 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения был отнесен только к объектам муниципальной собственности.
Между тем, отказывая в регистрации заявленного права, регистрирующий орган не учел следующее.
В приложении 1 к Постановлению в„– 3020-1 перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, однако спорный объект недвижимого имущества не относится к объектам, перечисленным в приведенной норме.
Согласно Приложению 3 к Постановлению в„– 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, являются объектами, относящимися к муниципальной собственности.
Вместе с тем, в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регистрирующим органом не представлено каких-либо доказательств в подтверждение того обстоятельства, что квартира, расположенная по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина, д. 5, кв. 20 обладает признаками объектов, указанных в Приложении 3 к Постановлению в„– 3020-1.
Как следует из документов и установлено судом, постановлением комитета по управлению государственным имуществом Брянской области от 04.02.1993 в„– 68 принято решение об учреждении акционерного общества открытого типа "Брянскпиво", путем преобразования государственного предприятия "Пивобезалкогольный комбинат Брянский".
В силу пункта 8 плана приватизации Пиво-безалкогольного комбината "Брянский", утвержденного 03.03.1993, приложения I к плану приватизации "Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992" в перечень объектов, не подлежащих выкупу и приватизации, были включены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе 8-квартирный жилой дом по ул. Пушкина, 20.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.01.2004 по делу в„– А09-11328/03-19 удовлетворены требования Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области к ответчикам - ОАО "Брянскпиво", НО ТСЖ "Володарка" о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора от 21.02.2003 о передаче жилищного фонда на содержание и эксплуатацию. Суд обязал НО ТСЖ "Володарка" передать по актам приема-передачи ОАО "Брянскпиво" ряд объектов, в том числе жилой дом по адресу: город Брянск, улица Пушкина, дом 20.
Указанным решением, вступившим в законную силу, установлено, что спорные объекты недвижимости (в том числе, жилой дом по адресу: город Брянск, улица Пушкина, дом 20) внесены в реестр государственного имущества Брянской области, о чем имеется запись за в„– 00100123.
Внесение спорного имущества в реестр государственной собственности заинтересованными лицами не оспорено. Представленная в регистрирующий орган выписка из реестра государственной собственности содержит необходимые данные об объекте.
Кроме того, в рассматриваемом случае, спора о праве на квартиру в„– 5 в доме 20 по улице Пушкина города Брянска либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами судом не установлено.
Довод Управления Росреестра по Брянской области о непредставлении заявителем доказательства соблюдения порядка передачи спорного объекта права в государственную собственность не может быть принят во внимание, поскольку соответствующие объекты являются объектами государственной собственности на основании положений вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации в„– 3020-1, следовательно, спорная квартира должна рассматриваться как объект собственности Брянской области независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
На основании изложенного, учитывая, что Управлением представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Брянск, ул. Пушкина, д. 5, кв. 20, суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Брянской области на спорный объект недвижимости.
Доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу. Оснований для переоценки выводов судов у кассационной коллегии не имеется в силу ст. 286 АПК РФ.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.06.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу в„– А09-3681/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------