Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5329/2016 по делу N А35-8887/2015
Требование: О признании частично недействительным постановления уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением были внесены изменения в тарифы на питьевую воду. Заявитель ссылается на то, что постановление противоречит нормам права, регламентирующим порядок ценообразования регулируемых видов деятельности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям закона о водоснабжении и водоотведении, основам ценообразования и правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. по делу в„– А35-8887/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (ОГРН 1114611000492, ИНН 4611011684, ул. Республиканская, 1б, оф. 304, г. Курск, 305038); - Крохмаль Н.Г. - представителя по доверенности от 10.02.2015;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676, ИНН 4632053780, г. Курск, ул. К.Маркса, д. 43, 305029); - Золотухиной Г.Н. - представителя по доверенности от 12.09.2014 в„– 22-д;
от Администрации Брежневского сельсовета Курского района Курской области (с. Верхнекасиново, 11б, Курский район, Курской области, 305504); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации Бесединского сельсовета Курского района Курской области (с. Беседино, д. 73, Курский район, Курская область, 305501); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценам Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 04.04.2016 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А35-8887/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (далее - Общество, заявитель, ООО "Инжстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным (в части абз. 3 и 4 п. 1, п. 2, п. 4) постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет) от 25.08.2015 в„– 85.
Дело рассматривалось с участием Администраций Брежневского и Бесединского сельских советов Курского района Курской области.
Решением суда от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом в жалобе на многочисленную судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, свидетельствующую о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Комитета, уточнившего требования по жалобе, прося об отмене оспариваемых судебных актов и прекращении производства по делу, представителя Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Инжстройсервис" велась предпринимательская деятельность по холодному водоснабжению населения и юридических лиц на территории двух муниципальных образований: Брежневский и Бесединский сельсоветы Курского района Курской области.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" Комитетом 25.03.2014 принято постановление в„– 11, утвердившее производственную программу ООО "Инжстройсервис" в сфере холодного водоснабжения на территории Бесединского сельсовета (с. Беседино, д. 2-е Писклово, д. 1-е Писклово, с. Троица, д. Петровское, д. Безобразово, д. Алябьево, д. 2-е Красниково, д. Шеховцово) на 2014 - 2015 годы" и постановление в„– 12, установившее на период с 26.03.2014 по 31.12.2015 для ООО "Инжстройсервис" тарифы на питьевую воду на территории Бесединского сельсовета (с. Беседино, д. 2-е Писклово, д. 1-е Писклово, с. Троица, д. Петровское, д. Безобразово, д. Алябьево, д. 2-е Красниково, д. Шеховцово); постановление Комитета от 09.12.2014 в„– 366 об утверждении производственной программы ООО "Инжстройсервис" на территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области в сфере холодного водоснабжения на 2015 год и постановление в„– 367 об установлении на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Инжстройсервис" на территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области с календарной разбивкой согласно Приложению.
Постановлением Комитета от 22.04.2015 в„– 15 были внесены изменения в постановление от 09.12.2014 в„– 366 следующего содержания: "в наименовании и по тексту постановления слова "На территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области" исключить; приложение, утвержденное указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается); постановление вступает в силу с 01.05.2015 и действует по 31.12.2015; постановлением от 22.04.2015 в„– 16 в постановление от 09.12.2014 в„– 367 внесены изменения следующего содержания: "1.1. В наименовании постановления слова "на территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области" исключить. 1.2. Приложение, утвержденное пунктом 1 постановления считать приложением в„– 1. 1.3. Дополнить постановление новыми пунктами 2 и 3 следующего содержания: "2. Установить и ввести в действие с 01.05.2015 тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "Инжстройсервис" на территории Апальковского и Тазовского сельсоветов Золотухинского района Курской области с календарной разбивкой согласно Приложению в„– 2. 3. Установить и ввести в действие с 01.05.2015 тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "Инжстройсервис" на территории Высокского сельсовета Медвенского района Курской области с календарной разбивкой согласно Приложению в„– 3". 1.4. Дополнить указанное постановление приложениями в„– 2 и в„– 3 (прилагаются). 1.5. Пункты постановления 2 и 3 считать пунктами 4 и 5 соответственно. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.05.2015 и действует по 31.12.2015.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" Комитетом 25.08.2015 принято постановление в„– 85, согласно которому признаны утратившими силу: постановление Комитета от 25.03.2014 в„– 11 "Об утверждении производственной программы ООО "Инжстройсервис" в сфере холодного водоснабжения на территории Бесединского сельсовета (с. Беседино, д. 2-е Писклово, д. 1-е Писклово, с. Троица, д. Петровское, д. Безобразово, д. Алябьево, д. 2-е Красниково, д. Шеховцово) на 2014 - 2015 годы"; постановление Комитета от 25.03.2014 в„– 12 "О тарифах на питьевую воду для ООО "Инжстройсервис" на территории Бесединского сельсовета (с. Беседино, д. 2-е Писклово, д. 1-е Писклово, с. Троица, д. Петровское, д. Безобразово, д. Алябьево, д. 2-е Красниково, д. Шеховцово) на 2014 - 2015 годы". Внесены в постановление Комитета от 09.12.2014 в„– 366 "Об утверждении производственной программы ООО "Инжстройсервис" в сфере холодного водоснабжения на 2015 год" (в редакции постановления Комитета от 22.04.2015 в„– 15) следующие изменения: подразделы 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 8.1 приложения "Производственная программа ООО "Инжстройсервис" в сфере холодного водоснабжения на 2015 год" исключить. Внесены в постановление Комитета от 09.12.2014 в„– 367 "О тарифах на питьевую воду для ООО "Инжстройсервис" на 2015 год" (в редакции постановления Комитета от 22.04.2015 в„– 16) следующие изменения: пункт 1 постановления исключить; приложение в„– 1 "Тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "Инжстройсервис" на территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области, установленные на 2015 год с календарной разбивкой" (в ред. постановления Комитета от 22.04.2015 в„– 16) исключить. Постановление вступает в силу с 01.06.2015.
Посчитав, что постановление Комитета от 25.08.2015 в„– 85 противоречит нормам права, регламентирующим порядок ценообразования регулируемых видов деятельности и предназначенным для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: Федеральному закону от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"; Приказу ФСТ России от 27.12.2013 в„– 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Общество оспорило это постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое постановление (в части абз. 3 и 4 п. 1, п. 2, п. 4), которое является ненормативным актом, не соответствует требованиям Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Приказу ФСТ России от 27.12.2013 в„– 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и нарушает права заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Спорные правоотношения в сфере государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление в„– 406), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 в„– 1746-э (далее - Приказ в„– 1746-э).
Согласно статье 5 Закона в„– 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 31 этого Федерального закона к регулируемым видам деятельности относится холодное водоснабжение, регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) в сфере холодного водоснабжения.
Полномочия Комитета по тарифам и ценам Курской области определены Положением о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 04.08.2011 в„– 366-па "Об утверждении Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области", согласно которому Комитет осуществляет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения согласно п.п. 7.1.1 п. 7.1: установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, определенных статьей 31 Закона в„– 416-ФЗ.
На основании вышеуказанных полномочий Комитетом принимались постановления от 25.03.2014 в„– 11 и в„– 12, от 09.12.2014 в„– 366 и в„– 367, которые являются нормативными актами, так как рассчитаны на неоднократное применение, устанавливают обязательные правила поведения не только для ООО "Инжстройсервис", который обязан применить конкретный тариф, утвержденный конкретным постановлением, к неопределенному кругу лиц (своим абонентам, потребителям).
Названные постановления также определяют права и обязанности потребителей по оплате услуг по договору холодного водоснабжения по тарифам на питьевую воду, установленным Комитетом (в приложениях к постановлениям Комитета от 25.03.2014 в„– 12 и от 09.12.2014 в„– 367 были установлены тарифы на холодную воду, в том числе по группам потребителей: население, бюджетные и прочие потребители).
Указанные потребители имеют право на оплату воды по тарифу не выше установленного, но при этом несут обязанность оплатить потребленную воду по тарифу не ниже утвержденного. В указанных положениях реализуется, в том числе, принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
С 09.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 в„– 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", который внес изменения в Закон в„– 416-ФЗ, в частности, уточнил положения статьи 6, согласно ч. 1.1 которой полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с 09.01.2015 полномочия по организации водоснабжения населения на территории Бесединского и Брежневского сельских советов Курского района осуществляются органами местного самоуправления Курского района.
В связи с передачей с 01.06.2015 МУП ЖКХ "Родник" права пользования имуществом для оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений Бесединский и Брежневский сельсоветы утвержденные для ООО "Инжстройсервис" постановлением от 25.03.2014 в„– 12 (в редакции постановления Комитета от 22.04.2015 в„– 16) тарифы для применения на территории указанных сельских советов не могли действовать с 01.06.2015.
Поскольку организации, оказывающие услуги водоснабжения, определяются в силу закона, уполномоченными органами местного самоуправления, которые и определяют даты начала и окончания деятельности организации по оказанию услуг водоснабжения, то это и явилось основанием для принятия Комитетом постановления от 25.08.2015 в„– 85.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 в„– 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила в„– 123), пунктом 1 которых определен порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона в„– 416-ФЗ, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил в„– 123 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 названных правил.
В рамках реализации представленных полномочий Комитетом принят оспариваемый акт: постановление от 25.08.2015 в„– 85 "О признании утратившими силу некоторых постановлений комитета по тарифам и ценам Курской области и внесении изменений в некоторые постановления комитета по тарифам и ценам Курской области".
Обоснованность применения Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением в„– 123, при принятии органами регулирования субъектов РФ решений о признании утратившими силу ранее принятых решений об установлении тарифов и то, что решения об их отмене являются нормативно-правовыми актами, подтверждается судебной практикой: определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2015 в„– 49-АПГ14-24 и от 26.08.2015 в„– 74-АПГ15-17.
В данных определениях Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что действующее законодательство в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию не содержит запрета на принятие уполномоченным органом по регулированию тарифов постановления о признании утратившим силу ранее принятого нормативного правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Поскольку акты об установлении тарифов для потребителей коммунальных услуг являются нормативными правовыми актами, то и акты вносящие изменение, дополнения в них, а также акты, отменяющие их, являются нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В силу ст. 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 в„– 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что такой оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы.
Таким образом, с 06.08.2014 рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных актов, за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, относится к ведению судов общей юрисдикции.
Акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с Законом в„– 416-ФЗ, Постановлением в„– 406, Приказом в„– 1746-э по общему правилу рассчитаны на неоднократное применение (в течение определенного периода) и регулируют отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц (потребителей).
Оспариваемое Обществом постановление Комитета не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Федеральный закон, относящий рассмотрение дел по оспариванию подобных нормативных актов к компетенции арбитражного суда, отсутствует.
О том, что акты, принятые Комитетом на основании Закона в„– 416-ФЗ, Правил в„– 406, Приказа в„– 1746-э, оспариваются в судах общей юрисдикции подтверждается многочисленной судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации: определения от 17.11.2016 в„– 83-АПГ16-7; от 10.11.2016 в„– 57-АПГ16-5; от 06.10.2016 в„– 59-АПГ16-10; от 22.09.2016 в„– 18-АПГ16-7; от 01.09.2016 в„– 56-АПГ16-14; от 25.08.2016 в„– 66-АПГ16-10; от 28.07.2016 в„– 10-АПГ16-1, от 21.07.2016 в„– 52-АПГ16-3; от 21.07.2016 в„– 14-АПГ16-11 и.т.д.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплены гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 АПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Частью 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Частью 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации установлено, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в том числе статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше положений, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.03.1998 в„– 9-П, в определении от 15.01.2009 в„– 144-О-П, право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
Соответственно, статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Поскольку право каждого на судебную защиту, как следует из приведенной правовой позиции, может быть обеспечено лишь законным, независимым и беспристрастным судом, несоблюдение правил подсудности влечет нарушение не только статьи 47 (часть 1), но и статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Частью 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не допускается ограничение установленного ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации права ни при каких обстоятельствах.В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.07.2007 в„– 623-О-Пр, от 15.01.2009 в„– 144-О-П указал, что рассмотрение спора в нарушение требований ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации судом, не уполномоченным на его рассмотрение в силу закона, является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением указанных правил не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Из приведенных выше положений ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47, ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что закрепленному ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации праву на судебную защиту корреспондирует закрепленное ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации и гарантированное ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации право лица на рассмотрение его спора судом, к подведомственности и подсудности которого отнесено рассмотрение соответствующего спора, и нарушение данных прав является фундаментальным.
Ввиду приведенных выше обстоятельств Общество не лишено права на судебную защиту. С учетом изложенного, прекращение производства по делу не ограничивает для него доступ к правосудию, поскольку не исчерпана возможность защиты прав и законных интересов в суде общей юрисдикции, который, в соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации, а не арбитражный суд, является законным судом по заявлению Общества.
Кроме того, с 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В деле отсутствуют доказательства рассмотрения настоящего спора судом общей юрисдикции, в котором сделаны выводы о неподведомственности.
При таких обстоятельствах дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке, установленном статьями 29 и 198 АПК РФ, в связи с чем, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 04.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 по делу в„– А35-8887/2015 отменить и производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------