Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.12.2016 N Ф10-5156/2016 по делу N А68-2358/2016
Требование: о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу на действия заказчика при проведении аукциона, выдал предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку установление заказчиком в документации об электронном аукционе требований к поставляемому лекарственному средству не является нарушением положений закона о контрактной системе.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. по делу в„– А68-2358/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090, ул. Жаворонкова, д. 2, г. Тула, 300012) - Измайловой О.В. доверенность от 19.12.2016, Курской М.В. доверенность от 19.12.2016 в„– 199, Елагина Ю.В. приказ;
от общества с ограниченной ответственностью "Герофарм" (ОГРН 1027810343417, ИНН 7826043970, ул. Звенигородская, д. 9, г. Санкт-Петербург, 191119) - Должанского Р.С. доверенность от 12.01.2015;
от министерства здравоохранения Тульской области (ОГРН 1027100971083, ИНН 7107006311, ул. Оборонная, д. 114-г, г. Тула, 300045) - Позднова А.А. доверенность от 20.12.2016 в„– 15-5-08/14800, Медведевой Ю.Н. доверенность от 11.01.2016 в„– 15-05-08/17;
от государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ОГРН 1137154005746, ИНН 7107541446, пр. Ленина, д. 2, г. Тула, 300041)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области и общества с ограниченной ответственностью "Герофарм" на решение Арбитражного суда Тульской области от 08.06.2016 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 (судьи Мордасов Е.В., Рыжова Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А68-2358/2016,

установил:

Министерство здравоохранения Тульской области (далее - министерство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 30.12.2015 в„– 04-07/218-2015 и предписания по делу в„– 04-07/218-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Герофарм" (далее - общество, ООО "Герофарм") и государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 30.12.2015 в„– 04-07/218-2015 и предписание по делу в„– 04-07/218-2015. Обязал Управление Федеральной антимонопольной службы устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами суда кассационной инстанции, управление и общество обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Министерства.
Жалобы мотивированы несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неприменением судами закона, подлежащего применению. По мнению заявителей жалоб, суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и применили не подлежащее применению письмо Минэкономразвития Российской Федерации в„– 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития Российской Федерации в„– 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы в„– ИА/20555 от 31.10.2007; не учли нормы закона, регулирующие вопросы взаимозаменяемости лекарственных средств.
Представители управления и общества в судебном заседании требования кассационных жалоб поддержали.
Представители министерства возразили против доводов жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что действия заказчика были направлены на закупку товара, наиболее удовлетворяющего потребностям медицинских учреждений.
Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" представителей в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом; в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие данного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, рассматриваемый спор сводится к вопросу доказанности совместимости и взаимозаменяемости инсулинов с международным непатентованным наименованием (МНН) инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) различных торговых наименований и вытекает из следующих обстоятельств, связанных с назначением препарата больным сахарным диабетом на территории Тульской области (708 пациентов по заявкам 26 медицинских организаций)
Судами установлено, что приказом учреждения от 08.12.2015 в„– 8292 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата инсулина (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) для обеспечения больных сахарным диабетом (закупка среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций), создана аукционная комиссия, определен ее состав.
09.12.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. размещены извещение и документация об электронном аукционе (закупка в„– 0366200035615007243) Начальная (максимальная) цена контракта составила 4185600 рублей.
В пункте 2 раздела II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены, в том числе, следующие требования к поставляемому товару: подпункт 1.2 "Дозировка" - "100 МЕ/мл/3 мл картриджи, совместимые со шприц-ручкой для введения инсулина Ново Пен 3, Ново Пен 3 Деми, Ново Пен 4, Ново Пен Эхо"; подпункт 1.5 "Время начала действия" - "в течение 1/2 часов после введения"; подпункт 1.6 "Время развития максимального эффекта" - "в течение 4-12 часов"; подпункт 1.7 "Продолжительность действия" - "около 24 часов".
В пункте 2.1 раздела II "Техническое задание" документации об электронном аукционе указано, что показатели, указанные в графе "Требуемое значение", являются неизменными показателями, учитывая, что закупка предназначена для льготного амбулаторно-поликлинического обеспечения больных сахарным диабетом, получающим определенный инсулин и имеющих соответствующие средства для его введения.
В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЕРОФАРМ" на действия заказчика, в которой указало, что в подпунктах 1.2, 1.5 - 1.7 пункта 2 раздела II "Техническое задание" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к профилю действия инсулина, ограничивающие количество участников закупки, поскольку данные характеристики не являются функциональными характеристиками лекарственного препарата и соответствуют единственному торговому наименованию Протафан НМ Пенфилл, производства компании Ново Нордикс А/С-Дания; кроме того, указало, что лекарственные препараты с МНН Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) с различными торговыми наименованиями имеют незначительную разницу по профилю действия, а показатель профиля действия (фармакодинамика) лекарственного препарата, в свою очередь, является примерным, что прямо следует из инструкций по применению соответствующего инсулина.
Заявитель жалобы указал, что указанное свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
30.12.2015 по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" комиссией Тульского УФАС России принято решение в„– 04-07/218-2015, которым Министерство здравоохранения Тульской области признано нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ.
30.12.2015 Министерству здравоохранения Тульской области выдано предписание в„– 4-07/218-2015 об устранении нарушений части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ, путем аннулирования электронного аукциона на право заключения контракта на централизованную поставку лекарственного препарата инсулина (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) для обеспечения больных сахарным диабетом (закупка среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (закупка в„– 0366200035615007243).
Не согласившись с решением и предписанием, Министерство обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ) от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ, в силу которой документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона в„– 44-ФЗ.
Судами обоснованно указано, что требования пункта 6 части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ, в силу которой документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства, соблюдены.Наряду с этим заказчик вправе определить параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, что следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ, и вытекает из общих положений Закона в„– 44-ФЗ (статьи 6.13), в силу которых обеспечение максимального числа участников размещения заказа не может быть названо приоритетной целью закупок перед другой целью - наиболее полном удовлетворении потребностей заказчика, т.е. эффективностью и результативностью закупок - все названные приоритеты равноценны.
Судом первой и апелляционной инстанции были оценены повторяемые в кассационных жалобах доводы о том, что заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в„– 44 в части неуказания слов "или эквивалент", в то время как им приведены характеристики товара, соответствующие единственному торговому наименованию Протафан НМ Пенфилл, производства компании Ново Нордикс А/С - Дания.
Суд двух инстанций обоснованно исходил из того, что, вменяя заказчику формулирование условий закупки под единственного производителя препарата, антимонопольный орган не учел, что указанное не может быть сравнимым с тем, как если бы условия аукциона определялись с целью выбора единственного поставщика.
Далее, позиция заказчика заключается в следующем: установление конкретного торгового наименования было обусловлено необходимостью лечения пациентов ранее назначенным лекарственным препаратом для медицинского применения (инсулином) с той же биологической активностью, того же типа, вида и метода изготовления, поскольку каждому пациенту проводится индивидуальный подбор инсулина и коррекция дозы с учетом течения заболевания у каждого конкретного пациента. Препараты инсулина с МНН "Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)" с разными торговыми наименованиями не являются взаимозаменяемыми, а именно: препараты не могут быть сравнимы по функциональным, качественным характеристикам, по совокупности эффектов, вызываемых лекарством, в том числе побочных, а также ценовых характеристик на препарат.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания принятых решений, ненормативных актов, совершенных действий или бездействия возложена на орган, осуществляющий публичные полномочия.
Антимонопольный орган, не являясь специалистом в рассматриваемой области, не обладая специальными познаниями, должен обосновывать свои выводы, в том числе в суде, на экспертных заключениях, в свою очередь, основанных на результатах исследований, иных равнозначных доказательствах, соответствующих требованиям достоверности, относимости и допустимости (статьи 67, 68, 71 АПК РФ).
Мотивируя позицию об отсутствии несовместимости и невзаимозаменяемости иных инсулинов с инсулинами, уже используемыми в практике деятельности лечебных учреждений Тульской области, антимонопольный орган в том числе сослался на письма Федеральной антимонопольной службы в„– АЦ/29219/14 от 21.07.2014, в„– АЦ/60534/15 от 02.06.2015, 10.06.2015 в„– АК/29024/15, а также Минэкономразвития от 04.09.2015 в„– Д28и-2581.
Между тем, руководящие разъяснения каких-либо ведомств, не подтвержденные экспертной оценкой действия лекарственных препаратов с точки зрения исключения негативного для процесса лечения эффекта назначения новых препаратов, исключения факторов угрозы жизни и здоровью пациентов, не могут служить основанием для однозначного утверждения о том, что государственный заказчик, реализуя цели соблюдения Закона в„– 44-ФЗ, необоснованно сформулировал потребности в лекарственном препарате, действительно необходимом для целей здравоохранения.
Таким образом, позиция заказчика, основанная, в свою очередь, также на руководящих разъяснениях ведомств, в том числе, в отличие от названных выше писем, с участием профильного ведомства, в частности на п. 2 письма Минэкономразвития России в„– 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития России в„– 8035-ВС, ФАС России в„– ИА/20555 от 31.10.2007, о том, что различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы, антимонопольным органом надлежащим образом не опровергнута. Критика названного письма, основанная на его неприменении к отношениям по Закону в„– 44-ФЗ, ссылках на иные разъяснения, не заменяет надлежащее доказывание предусмотренными законом специальными средствами, в том числе в судебном порядке, обоснованности позиции антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах суд первой и второй инстанции, произведя оценку доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу о том, что позиция заказчика не опровергнута, а иная позиция антимонопольного органа не доказана.
Суд кассационной инстанции в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств, а проверяет лишь соблюдение процессуальных правил по принятию и оценке доказательств, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, установленным на основании указанных доказательств.
Ошибок в применении норм АПК РФ судами не допущено.
Доводы заказчика не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права при вынесении обжалуемых судебных актов и не могут быть признаны основанием для их отмены в кассационном порядке.
Таким образом, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов у кассационного суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 08.06.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу в„– А68-2358/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------