Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2016 N Ф10-4716/2016 по делу N А35-2093/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.17 КоАП РФ за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку административным органом не доказан факт производства обществом в спорный период этилового спирта при отсутствии цикла полной обработки барды.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. по делу в„– А35-2093/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Шелудяева В.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, Большая Декабрьская ул., д. 7, стр. 3, г. Москва, 123022): Улановой М.А. - представителя, действующего по доверенности от 28.12.2015 в„– 1-63;
от открытого акционерного общества Спиртзавод "Бекетовский" (ОГРН 1054600006120, Заводская ул., д. 1, п. Бекетовский, Горшеченский район, Курская область, 306846): Стрельца В.В. - представителя, действующего по доверенности от 20.04.2016 в„– 01/16;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2016 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу в„– А35-2093/2016,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее по тексту - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к открытому акционерному обществу Спиртзавод "Бекетовский" (далее по тексту также - ОАО Спиртзавод "Бекетовский", Общество) о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о конфискации этилового спирта и технологического оборудования, согласно протокола ареста от 20.11.2015 в„– 07-15/2619-4.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит указанные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Управлением требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Присутствующий в судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ОАО Спиртзавод "Бекетовский" возразил против доводов заявителя кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 14.12.2016 объявлялся перерыв.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК), Арбитражный суд Центрального округа приходит к следующим выводам.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка принято решение от 10.08.2015 в„– 10/40-пр "О приостановлении действия лицензии", согласно которому действие лицензии серии Б 068250 от 07.08.2007 на производство, хранение и поставку произведенного спирта, выданной ОАО Спиртзавод "Бекетовский", приостановлено, в связи с невыполнением предписания лицензирующего органа.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО поручено произвести снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта.
Во исполнение данного решения на основании приказа Управления от 18.08.2015 в„– 1-1378 "О назначении лиц, уполномоченных на проведение снятия остатков и блокирования оборудования и коммуникаций" сотрудниками МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО проведена внеплановая выездная проверка Общества, по результатам которой оперативно сняты остатки спирта и спиртосодержащей продукции и осуществлена блокировка технологического оборудования и коммуникаций путем перекрытия кранов, нанесения голографических наклеек, о чем составлен акт от 20.08.2015 в„– yl-a945/07.
При проведении анализа информации, имеющейся в распоряжении Управления (акт снятия остатков и блокирования оборудования, акт инвентаризации спирта, декларации об объеме производства и оборота этилового спирта) 18.11.2015 на основании статей 28.1 и 28.7 КоАП РФ вынесено определение в„– 07-15/2619-1 о возбуждении в отношении ОАО Спиртзавод "Бекетовский" дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и о проведении административного расследования.
Должностными лицами Управления 18.11.2015 и 19.11.2015 в рамках административного расследования в присутствии генерального директора Общества и понятых проведены осмотры территории, зданий, производственных и складских помещений, принадлежащих Обществу и расположенных по адресу: Курская область, Горшеченский район, п. Бекетовский, ул. Заводская, д. 1, о чем составлены протоколы осмотра в„– 07-15/1757-2 и в„– 07-15/2619-3, в которых зафиксировано, что на территории завода имеются трубопроводы для перекачки барды в цех переработки барды, но данные трубопроводы не подключены к технологическому оборудованию по переработке барды.
В цехе переработки послеспиртовой барды имеется установка БОУ-3000 (БОУ-6000), в состав которой входят 3 сушильные установки РТС-200ПС мощностью по 1200 кг/ч, центрифуга Ц1-455 производительностью 30 т/ч, выпарная установка. Оборудование, входящее в состав установки БОУ-3000 (БОУ-6000), не имеет возможности взаимодействия между собой, так как не подключено к коммуникациям и не обвязано. Кроме того, технологические трубопроводы, насосы, конвейеры для сухого продукта отсутствуют. Сборные емкости для барды, фильтрата барды, конденсата отсутствуют.
Также во время проведения осмотра сотрудниками Управления установлено, что помещение, в котором находится оборудование для переработки барды, не подключено к электро- и водоснабжению.
По результатам осмотра в соответствии со статьями 27.1, 27.14, 28.3 КоАП РФ в качестве меры обеспечения должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО произведен арест основного технологического оборудования, участвовавшего в производстве спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс" крепостью 96,3% в период с 01.07.2015 по 30.09.2015, о чем составлен протокол ареста от 20.11.2015 в„– 07-15/2619-4.
В ходе проведения административного расследования Управлением направлялось в адрес Общества определение об истребовании сведений от 27.11.2015 в„– 07-15/2619-5 (запрошены документы, подтверждающие вывоз сухой барды по договору от 01.08.2015 в„– 238/15-ту; акты ввода в эксплуатацию цеха бардопереработки; технологический регламент по производству сухой барды зерновой кормовой).
По данному требованию ОАО Спиртзавод "Бекетовский" письмом от 30.11.2015 в„– 259 представлен определенный пакет документов.
Помимо этого определением об истребовании сведений от 27.11.2015 в„– 07-15/2619-6 административным органом у ООО "ТК "Экотранс" (организация, которая согласно договору от 01.08.2015 в„– 238/15-ту оказывает Обществу услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов) также запрошены документы, подтверждающие вывоз с территории ОАО Спиртзавод "Бекетовский" сухой барды зерновой кормовой по договору от 01.08.2015 в„– 238/15-ту за период с 01.07.2015 по 18.11.2015.
ООО "ТК "Экотранс" представлены копии талонов на утилизацию ТБО и копии актов выполненных работ.
С учетом представленных документов и установленных обстоятельств, административный орган пришел к выводу, что Обществом в период с 01.07.2015 по 30.09.2015 осуществлено производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды без ее полной переработки и утилизации, что, в свою очередь, является грубым нарушением лицензионных требований.
На основании вышеизложенного, административным органом в отношении ОАО Спиртзавод "Бекетовский" составлен протокол от 25.02.2016 в„– 07-15/2619-9 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17 КоАП РФ, в котором указано на нарушение Обществом требований, указанных в статьях 8 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 в„– 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее также по тексту - Закон в„– 171-ФЗ).
В связи с тем, что согласно частей 1, 3 статьи 23.1 КоАП РФ указанная категория дел подлежит рассмотрению арбитражными судами, Управление обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона в„– 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Виды деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, предусмотрены пунктом 2 статьи 18 Закона в„– 171-ФЗ.
Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона в„– 171-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 8 Закона в„– 171-ФЗ производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях.
Порядок полной переработки/утилизации барды (основного отхода спиртового производства), перечень соответствующего технологического оборудования устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из пункта 1 статьи 26 Закона в„– 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство этилового спирта при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях.
Согласно пункту 2 Порядка полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечня соответствующего технологического оборудования, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 04.12.2012 в„– 365, полная переработка барды завершается получением (выработкой) продукции, срок годности или срок хранения которой составляет не менее шести месяцев с массовой долей влаги не более 12%, предотвращающей ее микробиологическую порчу.
В пункте 3 настоящего Порядка определено, что для полной переработки барды используется необходимое технологическое оборудование, представленное в приложении в„– 2 с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка, а также иное оборудование, определяемое организацией в ее технических документах, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация продукции переработки барды (стандартах организации, или технических условиях, или производственно-технологических регламентах), которое соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 в„– 823.
Подпунктом "а" пункта 5 Порядка установлено, что для производства кормовой сухой барды используется следующее технологическое оборудование:
1. Емкостное оборудование. 2. Сушильное оборудование. 3. Оборудование для отделения дисперсной фазы. 4. Выпарное оборудование. 13. Насосы.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права, судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства) без ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях, не допускается.
В то же время, административным органом в рамках проверки выявлено, что согласно отчету об объемах производства по данным АСИиУ, за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 Общество произвело 9082,94 дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс" 96,3% (11.07.2015 произвело 574,07 дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс" 95,7%, 12.07.2015 - 2649,64, 13.07.2015 - 2559,37 дал, 14.07.2015 - 2544,85 дал, 15.07.2015 - 755,01 дал).
Между тем суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, указав на недоказанность административным органом факт производства Обществом в спорный период этилового спирта при отсутствии цикла полной переработки барды.
Суды обеих инстанций признали, что в период тестового запуска оборудования и производства спирта все оборудование по переработке барды было подключено и полностью функционировало за счет электроснабжения от внутренних счетчиков ОАО Спиртзавод "Бекетовский" на территории предприятия, что, по мнению суда, административным органом не опровергнуто.
Ссылку Управления на отсутствие в период выработки спирта на территории ОАО Спиртзавод "Бекетовский" технологического оборудования для выпаривания барды суды отклонили, сославшись на предположительный характер данного утверждения и не основанный на безусловных документально подтвержденным доказательствах.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к выводу об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Общества. При этом судебными инстанциями не решен вопрос о судьбе этилового спирта и основного технологического оборудования, изъятого из оборота согласно протоколу ареста от 20.11.2015.
В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. в„– 5 (ред. От 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" регламентирует - учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.
Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.
Поскольку в деле не доказано оснований к дальнейшему изъятию и уничтожению продукции (незаконного оборота, угрозы жизни и здоровья по некачественности) и при отсутствии доказательств того, что арестованные согласно протоколу ареста от 20.11.2015 в„– 07-15/2619-4 спирт и технологическое оборудование изъяты из оборота, а также в связи с отказом в привлечении Общества к административной ответственности суд кассационной инстанции считает, что указанные в протоколе ареста основное технологическое оборудование и спирт подлежат возврату Обществу.
В упомянутой части судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу в„– А35-2093/2016 в части отказа в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества Спиртзавод "Бекетовский" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В остальной части указанные судебные акты изменить.
Возвратить открытому акционерному обществу Спиртзавод "Бекетовский" основное технологическое оборудование (протокол осмотра от 19.11.2015 в„– 07-15/2619-3) и 9082,94 дал спирта этилового ректификованного из пищевого сырья "Люкс" 96,3%, арестованные согласно протоколу ареста от 20.11.2015 в„– 07-15/2619-4.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------