Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.01.2016 N Ф10-4453/2015 по делу N А48-2906/2015
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за установку и эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения либо с нарушением требований технического регламента.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия вины в действиях общества, связанных с эксплуатацией рекламной конструкции и нарушением требований стандарта, установлен. Доказательств нарушения уполномоченным органом порядка привлечения общества к ответственности не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2016 г. в„– Ф10-4453/2015

Дело в„– А48-2906/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 15.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орлу (ул. Гуртьева, д. 21, г. Орел, 302028, ИНН 5753050137, ОГРН 1095753002124) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от общества с ограниченной ответственностью "ТехноСитиГрупп" (ул. Воскова, д. 18, литер А, пом. 3-Н, г. Санкт-Петербург, 197101, ИНН 7813474761, ОГРН 1107847193651) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноСитиГрупп" на решение Арбитражного суда Орловской области от 24.07.2015 (судья Пронина Е.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А48-2906/2015,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Орлу (далее - УМВД России по г. Орлу, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТехноСитиГрупп" (далее - ООО "ТехноСитиГрупп", Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015, Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить вышеназванные решение и постановление суда и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, администрацией города Орла было выдано ООО "Дрим Вологда" разрешение на установку рекламной конструкции от 17.01.2012 в„– 4/103.
В соответствии с разрешительной документацией местом установки указанной рекламной конструкции являлся земельный участок, расположенный в районе дома в„– 2а по ул. Герцена в городе Орле.
На основании разрешения на установку рекламной конструкции от 17.01.2012 в„– 4/103 и паспорта рекламного места в„– 423-н, разработанного в 2007 году, ООО "Дрим Вологда" размещало рекламную конструкцию по вышеназванному адресу.
Между ООО "Дрим Вологда" (продавец) и ООО "ТехноСитиГрупп" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 15.10.2014 в„– 36, в соответствии с которым право собственности на вышеназванную рекламную конструкцию перешло к покупателю.
В целях проверки соблюдения требований безопасности дорожного движения при установке и эксплуатации рекламных конструкций в городе Орле Отделом ГИБДД УМВД России по городу Орлу 19.03.2015 была проведена соответствующая проверка, результаты которой оформлены актом.
Как следует из указанного акта, вышеназванная рекламная конструкция, принадлежащая ООО "ТехноСитиГрупп", была установлена в районе дома в„– 2а по улице Герцена в городе Орле на расстоянии 3,7 м от края проезжей части автомобильной дороги (бортового камня) до края средства наружной рекламы. При этом фундамент опоры рекламной конструкции выступал над уровнем земли на 7 см, расстояние от края рекламной конструкции до дорожных знаков 2.1 "Главная дорога" и 4.1.4 "Движение прямо и направо" составляло 21.1 м, конструктивные элементы жесткости (болтовые соединения, элементы крепежа) не закрыты декоративными элементами, отсутствовала маркировка с указанием рекламораспространителя.
Установив, что принадлежащая Обществу рекламная конструкция размещена с нарушением требований, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и пунктами 6.1, 6.12, 6.6, 5.10, 5.3 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 в„– 124-ст, уполномоченным должностным лицом административного органа 13.05.2015 составлен протокол в„– 57 ЕА в„– 001990 об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях ООО "ТехноСитиГрупп" признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, УМВД России по г. Орлу на основании требований статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 4 статьи 19 Закона в„– 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
До принятия соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, установленные государственными и межгосударственными стандартами, принятыми Госстандартом России до 01.07.2003 подлежат обязательному исполнению в части защиты жизни или здоровья граждан.
На дату возникновения спорных правоотношений технический регламент, устанавливающий требования к средствам наружной рекламы, в установленном порядке принят не был.
В связи с изложенным, требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, установленные ГОСТом Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территории городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003), обязательны к исполнению при установке спорной рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 52044-2003 конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.
Средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств (пункт 5.10 ГОСТ Р 52044-2003).
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территории городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
Пунктом 6.12 статьи 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлено, что фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15 - 20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см. Допускается размещение выступающих более чем на 5 см фундаментов опор на тротуаре при наличии бортового камня или дорожных ограждений, если это не препятствует движению пешеходов и уборке улиц.
Согласно пункту 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в таблице 1.
Факт несоответствия рекламной конструкции, принадлежащей ООО "ТехноСитиГрупп", вышеизложенным требованиям ГОСТа Р 52044-2003 подтвержден материалами дела и выводы суда в этой части в порядке кассационного производства не обжалуются.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в действиях ООО "ТехноСитиГрупп" одного из элементов состава административного правонарушения - вины юридического лица являлись предметом исследования и оценки судом первой и апелляционной инстанций.
С выводами суда в этой части судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, нарушения требований ГОСТа Р 52044-2003 были обусловлены не только местом расположения спорной рекламной конструкции по отношению к дорожным знакам, которое определено разрешением на установку рекламной конструкции от 17.01.2012 в„– 4/103, но и другими видами нарушений, допущенными по вине собственника рекламной конструкции.
В частности, фундамент спорной рекламной конструкции выступал над уровнем земли на 7 см, конструктивные элементы жесткости (болтовые соединения, элементы крепежа) не были закрыты декоративными элементами, отсутствовала маркировка с указанием рекламораспространителя, что также являлось нарушением положений ГОСТа Р 52044-2003.
При этом разрешительная документация на установку рекламной конструкции в районе дома в„– 2а по улице Герцена в городе Орле не содержала условий, позволяющих собственнику рекламной конструкции не исполнять вышеизложенные требования государственного стандарта.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины в действиях ООО "ТехноСитиГрупп", связанных с эксплуатацией рекламной конструкции с нарушением требований, установленных национальным стандартом.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций доказанности факта совершения ООО "ТехноСитиГрупп" административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, и наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
В остальной части доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 24.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А48-2906/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноСитиГрупп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------