Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.01.2016 N Ф10-4908/2015 по делу N А14-2659/2015
Требование: О взыскании суммы основного долга по договору поставки, возложении на муниципальное образование субсидиарной ответственности при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении предприятия.
Обстоятельства: Общество ссылается на неоплату предприятием полученного товара.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт ненадлежащего исполнения предприятием обязательств по оплате товара установлен. Обязанность по погашению задолженности возложена на муниципальное образование, как собственника имущества казенного предприятия, за счет средств городской казны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. в„– Ф10-4908/2015

Дело в„– А14-2659/2015

Дело рассмотрено 13.01.2016.
Полный текст постановления изготовлен 18.01.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Панченко С.Ю.
при участии в заседании от:
муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж 394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 10 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "АБЗ-36" 394007, г. Воронеж, ул. Ильича, д. 73, оф. 80 (ОГРН 1143668008813, ИНН 3663102813) представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом;
"Муниципального казенного ремонтно-технического предприятия" городского округа город Воронеж 394030, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 10а (ОГРН 1023601536947) представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2015 (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Мокроусова Л.М., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) по делу в„– А14-2659/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АБЗ-36" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к "Муниципальному казенному ремонтно-техническому предприятию" городского округа город Воронеж (далее - Предприятие) с иском о взыскании суммы основного долга в размере 3 267 259 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 373 604,57 руб., расходов на уплату государственной пошлины, а также о возложении на муниципальное образование городской округ города Воронеж в лице управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа города Воронеж (далее - Муниципальное образование) субсидиарной ответственности при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении Предприятия (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда от 16.07.2015 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Муниципальное образование указывает на незаконность и необоснованность судебных актов в части привлечения его к субсидиарной ответственности.
По мнению подателя жалобы, Обществом не представлены доказательства отсутствия или недостаточности у основного должника имущества, а также не имеется доказательств того, что основной должник отказался удовлетворить его требования.
Иные лица, участвующие в деле, отзыв на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Общества в части взыскания с Предприятия основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами, суды верно руководствовались положениями ст. ст. 309, 310, 395, 506, 516 ГК РФ.
Также суды обоснованно исходили из того, что наличие задолженности у Предприятия перед Обществом по договору на поставку смеси асфальтобетонной тип Б марка в„– 2А от 29.07.2014 подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе товарными накладными, актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2014. и не оспаривается.
Возлагая на Муниципальное образование субсидиарную ответственность за счет средств казны городского округа, в случае недостаточности имущества находящегося в распоряжении Предприятия, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона в„– 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Суды правильно указали, что ответственность собственника имущества казенного предприятия является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 113 ГК РФ.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества казенного предприятия не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ собственником имущества муниципального казенного предприятия является муниципальное образование.
Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с п. 1.1. Положения "Об управлении финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж", утвержденного решением Воронежской городской Думы в„– 905-III от 26.09.2012, Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа.
Суды обоснованно указали, что, исходя из установленных правил, Общество может предъявить иск к субсидиарному должнику как непосредственно при предъявлении требований к основному ответчику, так и после удовлетворения иска к основному должнику
Учитывая, что в рамках настоящего дела рассматривались требования к основному должнику, то не существовало правовых препятствий для разрешения одновременно иска в порядке субсидиарной ответственности в отношении собственника имущества основного должника - Муниципального образования, за счет средств казны муниципального образования.
Доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате поставленного товара в полном объеме Предприятием в материалы дела не представлены.
Суды также верно отметили, что в порядке субсидиарной ответственности задолженность будет взыскана с собственника имущества основного должника только в случае недостаточности имущества у Предприятия.
В кассационной жалобе Муниципальное образование ссылаются на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу в„– А14-2659/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
С.Ю.ПАНЧЕНКО


------------------------------------------------------------------