Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2016 N Ф10-4671/2015 по делу N А35-917/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Обстоятельства: Заявитель, являясь кредитором ликвидируемого общества, ссылается на то, что действия уполномоченного органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества не соответствуют закону и нарушают его права.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом в нарушение порядка и сроков, установленных законом о банкротстве и законом о государственной регистрации юридических лиц.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. в„– Ф10-4671/2015

Дело в„– А35-917/2015

Резолютивная часть объявлена 18.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго" (ОГРН 1084632010748, ИНН 4632099513, ул. 3-я Агрегатная, 23 "з", г. Курск, 305022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456, ул. Энгельса, 115, г. Курск, 305007) -- Каверзиной И.А. (дов. от 13.01.2016 в„– 07-06/000511), Живолуп А.Ю. (дов. от 25.06.2015 в„– 07-06/014154),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л.) по делу в„– А35-917/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, уполномоченный орган) от 26.12.2014 в„– 5846Б о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" в связи с его ликвидацией, запись регистрации 2144632197070.
В ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство ИП Шуклина Павла Викторовича о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица в порядке ст. 51 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 решение суда от 02.07.2015 в части отказа в удовлетворении требований общества отменено, решение ИФНС России по г. Курску от 26.12.2014 в„– 5846Б о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" в связи с его ликвидацией признано незаконным.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Курску просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курской области от 18.02.2005 по делу в„– А35-10509/2004 ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением суда от 24.12.2014 по указанному делу конкурсное производство в отношении ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" завершено.
25.12.2014 конкурсный управляющий Яворская А.А. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО "Двадцатый подшипниковый завод", к которому было приложено определение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 о завершении конкурсного производства.
26.12.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись в„– 2144632197070 о ликвидации юридического лица ОАО "Двадцатый подшипниковый завод".
Конкурсный кредитор ООО "Промэнерго", полагая, что действия инспекции по внесению 26.12.2014 в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" за государственным регистрационным номером 2144632197070 не соответствуют закону и нарушают его права, как кредитора указанного юридического лица, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Курской области исходил из того, что процедура конкурсного производства введена 18.02.2005, следовательно в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 в„– 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к процедуре конкурсного производства в отношении ОАО "Двадцатый подшипниковый завод", в том числе и к правилам о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, подлежали применению положения пункта 2 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных вышеуказанным Федеральным законом.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 26.12.2014 в„– 5846Б о государственной регистрации прекращения деятельности ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" в связи с его ликвидацией, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества как кредитора ОАО "Двадцатый подшипниковый завод".
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Федеральный закон от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ) определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом (статья 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона в„– 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. В случае поступления в регистрирующий орган определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства государственная регистрация приостанавливается до поступления в регистрирующий орган судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.
Порядок исполнения и обжалования определения о завершении конкурсного производства установлен статьей 149 Федерального закона в„– 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон в„– 127-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 149 Закона в„– 127-ФЗ после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Как следует из материалов дела, определение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 г. по делу в„– А35-10509/2004 о завершении конкурсного производства представлено в уполномоченный орган 25.12.2014 конкурсным управляющим Яворской А.А., что, по мнению Инспекции, является получением определения в установленном законом порядке, поскольку Закон в„– 127-ФЗ применяется в редакции, действовавшей на дату открытия в отношении ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" конкурсного производства.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (введенным в действие с 01.01.2011) изменены редакции пунктов 2, 3 статьи 149 Закона в„– 127-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 149 Закона в„– 127-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 227-ФЗ) арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
В силу пункта 3 этой же статьи Закона в„– 127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Из указанных норм права следует, что данные положения являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле о признании должника несостоятельным (банкротом), в том числе прав кредиторов, которые могут не соглашаться с выводами суда о наличии оснований для завершения конкурсного производства в отношении должника.
В рассматриваемом случае положения статьи 149 Федерального закона в„– 127-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 227-ФЗ введены в действие до момента завершения конкурсного производства в отношении ОАО "Двадцатый подшипниковый завод", в связи с чем, определение Арбитражного суда Курской области о завершении конкурсного производства в ИФНС России по г. Курску мог направить только суд по истечении тридцати дней с момента вынесения указанного определения.
Из материалов дела следует, что определение о завершении конкурсного производства в отношении ОАО "Двадцатый подшипниковый завод" вынесено 24.12.2014. Уполномоченный орган внес запись о прекращении деятельности юридического лица 26.12.2014, то есть ранее установленного пунктом 2 статьи 149 Закона в„– 127-ФЗ срока.
Указанное обстоятельство лишило конкурсного кредитора ООО "Промэнерго" возможности защищать свои интересы и пользоваться предоставленными правами, в том числе по проверке законности и обоснованности определения о завершении конкурсного производства в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 26.12.2014 принято в нарушение порядка и сроков, установленных п. 2 ст. 21 Закона в„– 129-ФЗ и п. 2 ст. 149 Закона в„– 127-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения определения суда от 24.12.2014, и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, обоснованно признано незаконным.
Доводы ИФНС России по г. Курску о неверном толковании судом норм материального права суд округа признает ошибочными.
Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права судом апелляционной инстанции применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А35-917/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------