Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2016 N Ф10-4933/2015 по делу N А68-4442/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в продлении срока действия разрешения на строительство здания административного назначения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления мотивировал отказ тем, что к заявлению не были приложены оригиналы разрешения на строительство, проект организации строительства объекта капитального строительства, общество обратилось за продлением разрешения в нарушение срока, предусмотренного градостроительным законодательством.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводам органа местного самоуправления о том, что строительные работы в период действия разрешения на строительство обществом не были начаты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. в„– Ф10-4933/2015

Дело в„– А68-4442/2015

Резолютивная часть объявлена 20.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Техснаб" (ОГРН 1047100784994, ИНН 7106063275, г. Тула, пр-т Ленина, д. 112, пом. IX, 300026); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации муниципального образования город Тула (ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032, г. Тула, пр-т Ленина, д. 2, 300041); - Синдеева М.М. - представителя по доверенности от 13.02.2015 в„– 3;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2015 (судья Фрик Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А68-4442/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Техснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования город Тула (далее - Администрация) в продлении срока действия разрешения на строительство здания административного назначения, по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Революции, обязании продления этого срока.
Решением суда от 15.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2015, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Администрации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 27.04.2011 Администрация выдала Обществу разрешение на строительство в„– RU71326000-086/11 объекта капитального строительства - здания административного назначения по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Революции. Действие данного разрешения было продлено до 27.12.2013.
Постановлением Администрации от 25.07.2013 в„– 2385 указанное разрешение на строительство было отменено в связи с обращением жителей дома в„– 12 по ул. Демонстрации, г. Тулы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2013 по делу в„– А68-7341/2013 постановление Администрации от 25.07.2013 в„– 2385 "Об отмене разрешения на строительство в„– RU71326000-086/11, выданного ООО "Техснаб" 27.04.2011" признано недействительным.
25.12.2013 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о продлении срока разрешения на строительство от 27.04.2011 в„– RU71326000-086/11, действовавшего до 27.12.2013, приложив к заявлению:
- копию разрешения на строительство;
- копию решения Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2013 по делу в„– А68-7341/2013;
- копию решения Советского районного суда г. Тулы от 30.05.2013;
- копии актов о приемке выполненных работ;
- фотографии, подтверждающие начало строительства.
Письмом от 10.01.2014 в„– 16664-К Администрация сообщила, что решение о продлении срока действия разрешения на строительство от 27.04.2011 в„– RU71326000-086/11 будет принято после получения запрашиваемой информации от министерства имущественных и земельных отношений о действии на данный момент договора аренды земельного участка от 23.09.2008 в„– 08С2015, на котором ведется строительство здания административного назначения по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Революции.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2014 по делу в„– А68-9344/2013 министерству имущественных и земельных отношений Тульской области отказано в удовлетворении требования об обязании Общества освободить земельный участок с кадастровым номером 71:30:040112:73, площадью 444 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Революции.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.03.2015 по делу в„– А68-2221/2014 бездействие Администрации, выразившееся в непринятии по заявлению от 25.12.2013 решения о продлении срока действия разрешения на строительство от 27.04.2011 в„– RU71326000-086/11 признано незаконным, суд обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества.
Письмом от 30.03.2015 в„– 16664-К Администрация отказала Обществу в продлении срока действия разрешения на строительство от 27.04.2011 в„– RU71326000-086/11 в связи с тем, что к заявлению не были приложены оригиналы разрешения на строительство, проект организации строительства объекта капитального строительства с обоснованием 3 увеличения срока строительства, указанием оставшегося объема работ и нормативного срока их выполнения или график производства строительных работ. Также в данном письме Администрация указала, что Общество обратилось за продлением разрешения на строительство в нарушение срока, предусмотренного ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Посчитав отказ Администрации, изложенный в письме от 30.03.2015 в„– 16664-К, незаконным, Общество оспорило его в суде.
Суды пришли к выводу, что Общество после получения разрешения на строительство от 27.04.2011 в„– RU71326000-086/11, приступило к работам по строительству указанного в названном разрешении объекта и продолжало вести строительные работы до истечения срока действия разрешения на строительство. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у Администрации правовых оснований для отказа в продлении срока действия указанного разрешения на строительство.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с названными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса).
На основании ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса, полагая, что только отсутствие действий по началу строительства до истечения срока подачи заявления является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Суд, руководствуясь приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 в„– 624, п. 6.13 "СНИП 12-01-2004 "Организация строительства", в качестве доказательств начала строительства в период действия разрешения вышеуказанного объекта суды приняли: акт выполнения технического присоединения к электрическим сетям к договору б/н от 28.02.2013, от 09.07.2013, технические условия на теплоснабжение от 28.08.2012 в„– 3650, справку ЗАО "Теплосеть" от 07.05.2013 в„– 1991 о выполнении технических условий, договор на оказание услуг по осуществлению технадзора за строительством от 03.09.2012, акты освидетельствования скрытых работ за сентябрь - ноябрь 2012 года, договор подряда от 12.04.2013 в„– 13042-31-06 на выполнение работ по снижению давления в магистральном трубопроводе, договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 28.02.2013.
Вместе с тем, судами не исследованы следующие вопросы.
Понятие строительства дано в пункте 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. в„– 624, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г., регистрационный в„– 16902 (далее - Приказ в„– 624), утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень) (пункт 1).
Работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, закреплены в Перечне в трех разделах: "Виды работ по инженерным изысканиям", "Виды работ по подготовке проектной документации", "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту". В соответствии со сноской к Перечню снабженные астериском (знаком "*") виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Приказ в„– 624 относится к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечень которых является закрытым, а объект на строительство которого Общество получило 27.04.2011 разрешение, таковым не является.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с п. 6.13 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 в„– 781, лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию:
акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
акты освидетельствования скрытых работ;
акты освидетельствования ответственных конструкций;
акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
исполнительные геодезические схемы и чертежи;
исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
акты испытания и опробования технических устройств;
результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Требования к составлению и порядку ведения исполнительной документации устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 26.12.2006 в„– 1128 утверждены Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), согласно п. 4 которых предусмотрено, что исполнительная документация подлежит хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки исполнительная документация передается застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации исполнительная документация передается застройщику или заказчику на постоянное хранение.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм исполнительно-техническая документация является результатом действий подрядчика по договору и указанный результат подлежит передаче заказчику.
Из пунктов 6.2.10, 6.9 раздела 6 СНиП 12-01-2004 следует, что строительные работы подразделяются на подготовительные и строительно-монтажные.
В проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями Свода правил, определены организационно-технологические этапы строительства: начальный (подготовительный) и основной (строительство подземной и наземной части).
Таким образом, чтобы установить, что работы по строительству объекта в соответствии с проектной документацией начаты, суду требовалось установить, к освоению каких именно разделов проектной документации и выполнение каких именно работ осуществило Общество в качестве доказательств начало строительства в период действия на его разрешение.
При этом судом не была дана оценка предоставленному Администрацией акту от 04.09.2013 (т. 1, л.д. 84), который по ее мнению, свидетельствует о том, что Обществом не были начаты строительные работы в период действия разрешения на строительство.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемое судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, применить подлежащие применению нормы права, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу в„– А68-4442/2015 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------