Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.01.2016 N Ф10-4888/2015 по делу N А36-1235/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для медицинского учреждения, обязании внести корректирующие изменения в решение о распределении объемов стационарной медицинской помощи.
Обстоятельства: Учреждение не согласно с установленными объемами стационарной медицинской помощи.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при распределении объемов медицинской помощи уполномоченный орган не учел рекомендации Минздрава России, распределив объемы медицинской помощи даже в меньшем размере по сравнению с предыдущими годами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Липецкой области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. в„– Ф10-4888/2015

Дело в„– А36-1235/2015

Резолютивная часть объявлена 15.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 22.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1044800113071, ИНН 4821016054, ул. Новолипецкая, д. 20, г. Елец, Липецкая область, 399774) - Харламовой Н.И. (дов. от 05.08.2015 в„– 14), Лепехиной Л.Ю. (дов. от 23.04.2014 в„– 5),
от Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области (ул. Зегеля, д. 6, г. Липецк, 398050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области (ОГРН 1024840823424, ИНН 4825001789, ул. Максима Горького, д. 2, г. Липецк, 398059) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления здравоохранения Липецкой области (ОГРН 1034800172791, ИНН 4825005085, ул. Зегеля, д. 6, г. Липецк, 398050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.08.2015 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А36-1235/2015,

установил:

негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Елец открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения от 30.12.2014 (протокол в„– 54) Комиссии по разработке территориальной программы ОМС на 2015 год (далее - Комиссия) в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" в объеме 490 случаев, обязании Комиссии внести корректирующие изменения в решение от 30.12.2014 (протокол в„– 54) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом требований пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области и Управление здравоохранения Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.08.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015, признано незаконным решение от 30.12.2014 (протокол в„– 54) Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2015 год в части выделения объемов стационарной медицинской помощи для НУЗ "Отделенческая больница ст. Елец ОАО "РЖД" в объеме 490 случаев. На Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Липецкой области возложена обязанность внести корректирующие изменения в решение от 30.12.2014 (протокол в„– 54) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом требований пункта 10 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ.
В кассационной жалобе Комиссия просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказать в удовлетворении требований учреждения, поскольку выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, основаны только на доводах и доказательствах, представленных заявителем по делу, объемы медицинской помощи рассчитаны Комиссией в соответствии с федеральными нормативами.
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Территориальный фонд ОМС Липецкой области и Управление здравоохранения Липецкой области в отзывах на жалобу поддерживают доводы Комиссии и считают, что имеются правовые основания для отмены судебных актов.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей учреждения, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом ОМС Липецкой области НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), реестровый номер 480114.
Право на осуществление медицинской деятельности подтверждено лицензией в„– ЛО-48-01-000985 от 08.11.2013.
Решением Комиссии (протокол в„– 39 от 19.12.2013 года) объемы стационарной медицинской помощи на 2014 год выделены учреждению в количестве 498 случаев с общей стоимостью лечения 7 840 500 руб., что соответствует 15 койкам по профилям терапия, хирургия, неврология.
Указанное решение оспорено учреждением в судебном порядке и решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2015 по делу А36-1504/2014, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 и Арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2015, на Комиссию по разработке территориальной программы ОМС Липецкой области возложена обязанность внести корректирующие изменения в решение от 19.12.2013 г. (протокол в„– 39) о распределении объемов стационарной медицинской помощи с учетом фактического потребления медицинской помощи населением в НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" в 2013 году в количестве 72 коек.
В 2015 году объемы стационарной медицинской помощи для учреждения определены решением Комиссии (протокол в„– 54 от 30.12.2014) в количестве 490 случаев или 14,8 койки по профилям терапия, хирургия, неврология.
Не согласившись с решением Комиссии от 30.12.2014, НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные учреждением требования, суды первой и апелляционной инстанции признали решение Комиссии о распределении объема медицинской помощи для учреждения в количестве 490 случаев не законным, поскольку оно было принято без учета обстоятельств, установленных судебными актами по арбитражным делам в„– в„– А36-1324/2013, А36-6671/2013, А36-1504/2014 Арбитражного суда Липецкой области по заявлениям учреждения о признании незаконными решений Комиссии о распределении объемов медицинской помощи на 2012, 2013, 2014 годы.
Суд округа находит обоснованными выводы судов.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также иными нормативными актами.
Так, в силу статьи 3 Закона в„– 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В соответствии со статьей 19 Закона в„– 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, только при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
На обязанность органов власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. в„– 1273 (далее - Федеральная программа), указано и в разделе I Федеральной программы, которая устанавливает кроме прочего средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Пунктом 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 в„– 158н, установлено, что комиссия распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Критерии, подлежащие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, изложены в Письме Минздрава России от 25.12.2012 в„– 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Согласно пункту 5 раздела "Формирование территориальной программы ОМС" указанного письма при распределении объемов медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями учитывается, в том числе, фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами по полу и возрасту.
При рассмотрении настоящего спора суды обоснованно учли, что решения Комиссии о выделении объемов стационарной медицинской помощи для учреждения на 2013, 2014 годы были предметом проверки Арбитражным судом Липецкой области и признаны не соответствующими положениям пункта 10 статьи 36 Закона в„– 326-ФЗ, при этом суд обязал Комиссию внести корректирующие изменения в решения - арбитражные дела в„– А36-6671/2013, А36-1504/2014.
Вместе с тем как следует из оспоренного решения Комиссии при распределении объемов медицинской помощи на 2015 год уполномоченный орган названные решения судов и рекомендаций, указанные в пункте 5 письма Минздрава России от 25.12.2012 в„– 11-9/10/2-5718, не учел, а объемы медицинской помощи распределены даже в меньшем размере по сравнению с предыдущими годами.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Часть 5 статьи 200 АПК Российской Федерации возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Положения статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также статей 8, 9, части 1 статьи 65 и части 1 статьи 66 АПК Российской Федерации предполагают возможность для органа или лица, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), представлять доказательства в обоснование правомерности принятого решения, совершенного действия (бездействия), в том числе и для опровержения позиции заявителя.
По настоящему спору заинтересованное лицо не представило достаточных доказательств обоснованного принятого им решения в отношении НУЗ "Отделенческая больница на ст. Елец ОАО "РЖД".
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Комиссии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 17.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу в„– А36-1235/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------