Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.01.2016 N Ф10-4513/2015 по делу N А68-4910/2014
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил НДС, пени, штраф в связи с неправомерным использованием предприятием освобождения от налогообложения операций по реализации коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере стоимости, превышающей стоимость их приобретения у поставщиков соответствующих услуг.
Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку доказательств правомерности освобождения от налогообложения по спорным операциям предприятием не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. в„– Ф10-4513/2015

Дело в„– А68-4910/2014

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (301760, Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Новая, д. 25, ОГРН 1047103100406, ИНН 7114019431) Лактионова Е.А. - представителя (дов. от 01.07.2015 в„– б/н, пост.)
от межрайонной инспекции ФНС России в„– 9 по Тульской области (301650, Тульская область, г. Новомосковск, ул. Кирова, д. 14, ОГРН 1077116002105, ИНН 7116144445) Култыгиной В.Н. - представителя (дов. от 30.12.2015 в„– 03-09/17426, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2015 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Еремичева Н.В.) по делу в„– А68-4910/2014,

установил:

муниципальное казенное предприятие "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (далее - МКП "ДЕЗ", предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 9 по Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 20.02.2014 в„– в„– 5443, 5445, 5446, 5447 и от 14.03.2014 в„– 5584 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2015 требования общества удовлетворены частично. Оспариваемые решения признаны недействительными в части привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость: по решению от 20.02.2014 в„– 5443 в сумме 673 611 руб. 20 коп.; по решению от 20.02.2014 в„– 5445 в сумме 639 337 руб. 80 коп.; по решению от 20.02.2014 в„– 5446 в сумме 577 788 руб. 40 коп.; по решению от 20.02.2014 в„– 5447 в сумме 503 203 руб. 80 коп.; по решению от 14.03.2014 в„– 5584 в сумме 564 069 руб.,
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральных проверок представленных предприятием уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2012 года и 3 квартал 2013 года, составлены акты проверок от 09.01.2014 в„– в„– 20463, 20462, 20461, 20460, от 04.02.2014 в„– 20623 и 20.02.2014 приняты решения: в„– 5443 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 676 611 руб. 20 коп., а также предприятию доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 3 383 056 руб. и пени - 340 116 руб. 54 коп.; в„– 5445 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 642 337 руб. 80 коп., а также предприятию доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 3 211 689 руб. и пени - 403 256 руб. 68 коп.; в„– 5446 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 580 788 руб. 40 коп., а также предприятию доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 2 903 942 руб. и пени - 437 707 руб. 44 коп.; в„– 5447 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 506 203 руб. 80 коп., а также предприятию доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 2 533 470 руб. и пени - 443 589 руб. 82 коп.; а также решение от 14.03.2014 в„– 5584 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 567 069 руб., а также предприятию доначислены налог на добавленную стоимость сумме 2 835 345 руб. и пени - 88 888 руб. 07 коп.
Основаниями для принятия решений послужили выводы инспекции о неправомерном использовании предприятием освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере стоимости, превышающей стоимость их приобретения у поставщиков соответствующих услуг.
Решениями Управления ФНС России по Тульской области от 06.05.2014 в„– в„– 07-15/05902@, 07-15/05903@, 07-15/05905@, 07-15/05906@, 07-15/05907@ апелляционные жалобы предприятия оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решениями инспекции, МКП "ДЕЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, дали им правильную оценку и не допустили нарушения норм материального права.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ с 01.01.2010 от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
На основании подп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежат работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ (услуг) равна стоимости их приобретения.
Основными видами деятельности предприятия является деятельность по управлению многоквартирными домами. На основании договора управления и по заданию собственников помещений заявитель предоставляет коммунальные услуги, оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в спорных периодах налогоплательщиком потребителям была предъявлена стоимость коммунальных услуг, а также стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, выше их стоимости приобретенных МКП "ДЕЗ" у организаций, оказывающих данные работы (услуги).
Доказательств обратного налогоплательщиком не представлено.
Таким образом, вывод судов о неправомерном освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере, превышающей стоимость их приобретения, является правомерным.
В связи с тем, что оснований для применения положений, предусмотренных подп. 29, 30 п. 3 ст. 149 Кодекса в части сумм, превышающих суммы услуг, оказанных исполнителями работ, услуг у предприятия в период 1 - 4 кварталы 2012 года и 3 квартал 2013 года не имелось, налоговый орган правомерно доначислил налогоплательщику спорные суммы налога и пени, а также применил налоговую ответственность в виде взыскания штрафов, сниженных судом в соответствии с требованиями ст. ст. 112, 114 НК РФ.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу в„– А68-4910/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------