Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2016 N Ф10-4924/2015 по делу N А23-1429/2015
Требование: О признании незаконными решений уполномоченного органа об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, обязании отменить решение и провести аукцион.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что исключение земельного участка из перечня участков недр, в отношении которых предполагается провести аукцион, не соответствует законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отмена аукциона произведена уполномоченным органом ввиду отсутствия кворума аукционной комиссии, оспариваемое решение соответствует требованиям законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. в„– Ф10-4924/2015

Дело в„– А23-1429/2015

Резолютивная часть объявлена 22.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 28.01.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БУР" (ОГРН 1075050000937, ИНН 5050061914, ул. Заводская, д. 2, кор. 112, г. Щелково, Московская область, 141101) - Рудова А.А. (дов. от 11.01.2016),
от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065, ул. Заводская, 57, г. Калуга, 248009) - Калинина Е.А. (дов. от 11.01.2016 в„– ВА-6-16),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БУР" на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015 (судья Харчиков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 (судьи Федин К.А., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А23-1429/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БУР" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд о признании незаконными решений Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - министерство) от 12.08.2014 и от 10.11.2014 об отмене аукционов на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, решения от 08.12.2014 об исключении участка недр местного значения "Утешковский" площадью 199 га, расположенного в районе д. Утешково Куйбышевского района Калужской области, из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем отмены указанных решений и проведения аукциона на право пользования участком недр "Утешковский" для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на условиях первоначально объявленных аукционов (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, комиссией по предоставлению, приостановлению, ограничению, прекращению, в том числе досрочному, права пользования участками недр местного значения на территории Калужской области принято решение включить участок Утешковский площадью 199 га, расположенный западнее дер. Утешково на территории Куйбышевского района Калужской области, в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для предоставления в пользование на территории Калужской области, о чем сообщено ООО "Управляющая компания "БУР" письмом министерства от 24.12.2013 в„– 2754-13.
Извещением от 04.08.2014 в„– 2208-14 министерство сообщило обществу о том, что заявка поданная на участие в аукционе на право пользования участком недр для геологического изучения спорного земельного участка рассмотрена и принята комиссией, аукцион состоится 12.08.2014.
Решением аукционной комиссии от 12.08.2014 проведение аукциона отменено на основании абзаца 3 раздела 5 порядка проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области, утвержденного приказом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 25.06.2014 в„– 255-14, ввиду присутствия менее чем половины списочного состава членов аукционной комиссии.
Распоряжением Губернатора Калужской области от 07.08.2014 в„– 79-р в целях координации работы в сфере недропользования создана рабочая группа под руководством первого заместителя Губернатора Калужской области, в состав которой включены представители Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, Администрации Губернатора, Министерства экономического развития Калужской области.
Приказом министерства от 16.09.2014 в„– 419-14 объявлено о проведении 10.11.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области, в том числе по участку недр "Утешковский".
Согласно пункту 4 протокола заседания рабочей группы по вопросам недропользования от 27.10.2014 в связи с поступающими жалобами принято решение об отмене запланированного на 10.11.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения.
Приказом министерства от 28.10.2014 в„– 488-14 аукцион на право пользования участками недр местного значения, в том числе по участку недр "Утешковский", отменен в соответствии с пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании пункта 4 протокола заседания рабочей группы от 27.10.2014.
Общество извещено о принятом решении письмом от 29.10.2014 в„– 3171-14.
Согласно пункту 3.1 протокола заседания рабочей группы по вопросам недропользования от 08.12.2014 министерству рекомендовано исключить участок "Утешковский", расположенный на территории Куйбышевского района, из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи.
Пунктом 3.2 данного протокола администрации муниципального района "Куйбышевский район" рекомендовано разработать проект инвестиционного соглашения о реализации проекта по разработке участка Утешковского и направить его на согласование в Калужскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
ООО "Управляющая компания "БУР", полагая, что решения министерства от 12.08.2014 и от 10.11.2014 об отмене аукционов, а также решение от 08.12.2014 об исключении участка "Утешковский" из перечня участков недр, в отношении которых предлагается провести аукцион не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что ООО "Управляющая компания "БУР" обратилось в суд с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие уважительности причин его пропуска.
Несмотря на то, что пропуск заявителем трехмесячного срока на подачу заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции рассмотрел требования ООО "Управляющая компания "БУР" по существу.
Суд признал, что обществом не доказано несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов действующему законодательству и не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 в„– 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В заявлении общество указало, что об отмене аукциона, назначенного на 12.08.2014, узнало 12.08.2014, об отмене аукциона, назначенного на 10.11.2014, узнало 28.10.2014. В арбитражный суд общество обратилось 13.03.2015, то есть с нарушением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, не заявив ходатайство о его восстановлении.
Судами верно отклонен довод общества о том, что оно предпринимало меры к прокурорскому реагированию на неправомерные, по его мнению, решения министерства.
Как правильно указал апелляционный суд, факт обращения с жалобами в прокуратуру не является обстоятельством, прерывающим или продлевающим процессуальный срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пропуск процессуального срока для оспаривания ненормативных правовых актов министерства - самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Указанной нормой права предусмотрена возможность возникновения права пользования участками недр исключительно по результатам проведения торгов в форме аукциона.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Закона Калужской области от 30.05.2005 в„– 76-ОЗ "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" (далее - Закон в„– 76-ОЗ) в соответствии с перечнем участков недр местного значения, утвержденным в установленном законодательством порядке, недра местного значения предоставляются в пользование по результатам аукциона для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения в целях разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, о составе и порядке работы аукционных комиссий, а также определение порядка, условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр и утверждение результатов аукционов осуществляются уполномоченным органом (п. 4 ст. 1 Закона в„– 76-ОЗ).
Постановлением Правительства Калужской области от 23.06.2005 в„– 167 органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным в сфере рационального использования и охраны недр определено Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.
Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 25.06.2014 утвержден Порядок проведения 12.08.2014 аукциона на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области (далее - Порядок) и состав аукционной комиссии (12 человек).
Абзацем 3 раздела 5 Порядка предусмотрено, что заседания аукционной комиссии правомочны, если на них присутствует более половины списочного состава ее членов. На каждом заседании ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем.
Из представленного в материалы дела протокола заседания аукционной комиссии от 12.08.2014 в„– 1 следует, что на заседании комиссии присутствуют председатель и пять членов комиссии, а в соответствии с абзацем 3 раздела 5 Порядка для правомочности заседания комиссии необходимо наличие 7 членов комиссии.
Таким образом, отмена аукциона решением от 12.08.2014 произведена министерством ввиду отсутствия кворума аукционной комиссии.
Как следует из материалов дела, аукцион 10.11.2014 на право пользования участками недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области отменен приказом министерства от 28.10.2014 в„– 488-14 в соответствии с пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании пункта 4 протокола заседания рабочей группы по вопросам недропользования от 27.10.2014.
В силу пункта 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Учитывая изложенное, действия министерства, связанные с отказом от проведения аукциона, предусмотрены нормами действующего гражданского законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям, а поэтому оснований для признания их незаконными у суда не имелось.
Также не усматривает суд округа оснований для иной правовой оценки решения от 08.12.2014, которое, как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, было принято рабочей группой по вопросам землепользования.
Указанное решение носило рекомендательный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые ООО "Управляющая компания "БУР" ненормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на законе, полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Таким образом, предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых решений министерства, отсутствует, поэтому обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, поэтому подлежат отклонению судом округа.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем, решение и постановление в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 по делу в„– А23-1429/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------