Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2016 N Ф10-5008/2015 по делу N А83-3539/2014
Требование: О признании недействительным постановления органа государственной власти о включении имущества общества в состав собственности субъекта РФ.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что спорное имущество принадлежит ему на праве собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт владения на праве собственности имуществом, расположенном на территории РФ, в установленном законом порядке не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2016 г. в„– Ф10-5008/2015

Дело в„– А83-3539/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Публичного акционерного общества "Крымхлеб" (ул. Севастопольская, д. 51а, г. Симферополь, Республика Крым, 295013) - Кирюшкина В.В. - представитель (доверенность б/н от 16.12.2014, сроком на два года);
от Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" (ул. Элеваторная, д. 14, г. Симферополь, Республика Крым, 295013) - Кирюшкина В.В. - представитель (доверенность б/н от 17.12.2014, сроком на два года);
от Государственного совета Республики Крым (ул. К.Маркса, д. 19, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - Дусенко П.Н. - представитель (доверенность в„– 28-50/183 от 15.04.2015, сроком на три года);
от Совета министров Республики Крым (пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005) - Латышева А.В. - представитель (доверенность в„– 1/01-48/5309 от 09.11.2015, сроком на три года) и Тихончук С.Г. - представитель (доверенность в„– 01-01/3505 от 15.12.2014, сроком на три года);
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - Пашиева Э.У. - представитель (доверенность в„– 706-Д от 29.12.2015, сроком до 31.12.2016);
от Министерства сельского хозяйства Республики Крым (ул. Киевская, д. 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымхлеб" (ул. Севастопольская, д. 51а, г. Симферополь, Республика Крым, 295013) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" (ул. Элеваторная, д. 14, г. Симферополь, Республика Крым, 295013) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Крымхлеб" и Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2015 (судья Ловягина Ю.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Омельченко В.А, Полынкина Н.А., Привалова А.В.) по делу в„– А83-3539/2014,

установил:

публичное акционерное общество "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и Публичное акционерное общество "Крымхлеб" (далее - общества) обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному Совету Республики Крым (далее - Госсовет) о признании недействительным постановления от 12.11.2014 в„– 204-1/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью республики Крым" в части дополнения приложения пунктами 148 и 149 следующего содержания: "148. Имущество Публичного акционерного общества "Крымхлеб", включая оборотные активы (юридический адрес: 295013, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 51а).", "149. Имущество Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов", включая оборотные активы (юридический адрес: 295051, г. Симферополь, ул. Элеваторная, 14).".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым, государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымхлеб", государственное унитарное предприятие Республики Крым "Симферопольский комбинат хлебопродуктов".
Решением арбитражного суда от 08.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просят отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб" были созданы и зарегистрированы на территории Автономной Республики Крым 28 февраля 2012 года и 2 октября 2012 года соответственно.
Местом нахождения вышеназванных обществ являлся город Симферополь.
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 в„– 36-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
Согласно статье 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб" свои учредительные документы не привели в соответствие с законодательством Российской Федерации и не приняли мер к приобретению статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации в„– 160-ФЗ от 09.07.1999 "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.
Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.
С момента вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым (18 марта 2014 года) и до 1 марта 2015 года, имея статус иностранного юридического лица, ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб" осуществляли свою хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации на основании требований норм Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ.
В связи с неприведением указанными юридическими лицами своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и непринятием мер к открытию на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица (представительства) ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб" с 1 марта 2015 года утратили право осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой (ст. 5 Закона в„– 122-ФЗ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, предметом спора по настоящему делу являлось постановление Государственного Совета Республики Крым от 12.11.2014 в„– 204-1/14, на основании которого имущество, которым владело и пользовалось ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб", включено в состав собственности Республики Крым.
Основанием для оспаривания вышеуказанного ненормативного правового акта служили доводы юридических лиц о принадлежности им спорного имущества на праве собственности.
Вместе с тем, учитывая, что указанное имущество расположено на территории Российской Федерации, заявители по делу имеют статус иностранного юридического лица, право собственности указанных лиц на спорное имущество в сложившейся ситуации могло быть подтверждено путем приведения своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и государственной регистрации права собственности на данное имущество либо путем открытия филиала (представительства) на территории Российской Федерации и также государственной регистрации права собственности на данное имущество.
Таких достоверных доказательств, подтверждающих факт владения на праве собственности имуществом, расположенном на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством данного государства, вышеуказанными иностранными юридическими лицами суду представлено не было.
Факт принятия Государственным Советом Республики Крым оспариваемого постановления до истечения срока, в период которого иностранные юридические лица, расположенные на территории Республики Крым, могли привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, так как любые действия и решения уполномоченных должностных лиц, направленные на неправомерное воспрепятствование переоформлению учредительных документов юридических лиц, могли быть оспорены в суде.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу заявителями не было представлено доказательств, свидетельствующих о принятии ими до 01.03.2015 законных и обоснованных решений о переоформлении учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спора, а также учитывая тот факт, что ПАО "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" и ПАО "Крымхлеб" утратили право осуществления какой-либо хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации и в установленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не подтвердили свое право собственности на спорное имущество, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о недоказанности заявителями нарушения их прав и законных интересов в сфере экономической деятельности оспариваемым постановлением.
Изложенные обстоятельства в силу требований статьи 198 АПК РФ являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными ненормативных правовых актов.
Судебная коллегия также соглашается и с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о правомерности принятия Государственным Советом Республики Крым оспариваемого постановления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу статьи 75 Конституции Республики Крым, постановления от 17 марта 2014 года в„– 1746-6/14 "О представительном органе Республики Крым" Государственный Совет Республики Крым является представительным органом Республики Крым и наделен полномочиями, в том числе по регулированию имущественных отношений.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителей кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.07.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А83-3539/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Крымхлеб" и Публичного акционерного общества "Симферопольский комбинат хлебопродуктов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------