Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2016 N Ф10-4825/2015 по делу N А23-7070/2014
Требование: О признании недействительным приказа о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного на основании лицензии, обязании выдать горноотводный акт, утверждающий представленные заявителем уточненные границы горного отвода.
Обстоятельства: Уполномоченный орган сообщил обществу об отмене разрешения на проведение разработки месторождения полезных ископаемых, поскольку спорный участок исключен из документов территориального планирования, на основании которых возможен был переход участка в земли промышленности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом представлены все необходимые документы для получения разрешительной документации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. в„– Ф10-4825/2015

Дело в„– А23-7070/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Белоусово Инвест" (д. Кривошеино, д. 87, Жуковский район, Калужская область, 249160, ИНН 4007009419, ОГРН 1074011002900) Аверина Д.А. - представитель (доверенность б/н от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016) и Ляшова В.В. - представитель (доверенность б/н от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016);
от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (ул. Заводская, д. 57, г. Калуга, 248018, ИНН 4029045065, ОГРН 1114029001195) - Калинина Е.А. - представитель (доверенность в„– ВА-6-16 от 11.01.2016, сроком до 31.12.2016);
от администрации муниципального района "Жуковский район" Калужской области (ул. Гурьянова, д. 31, г. Жуков, Калужская область, 249191, ИНН 4007005510, ОГРН 1024000630147) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2015 (судья Носова М.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу в„– А23-7070/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Белоусово Инвест" (далее - ООО "Белоусово Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства по Калужской области (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 01.12.2014 в„– 534-14 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного на основании лицензии КЛЖ в„– 80083 ТЭ", о признании незаконным решения от 17.11.2014 в„– 3186-14, об обязании выдать горноотводный акт, утверждающий представленные заявителем уточненные границы горного отвода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального района "Жуковский район" (далее - Администрация).
Решением арбитражного суда от 24.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Министерство просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального района "Жуковский район" 08.05.2009 выдано ООО "Белоусово Инвест" разрешение на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, расположенных в недрах земель сельскохозяйственного назначения, в районе деревень Любицы, Мал. Росляковка, Передоль, Кривошеино Калужской области.
В соответствии с указанным разрешением ООО "Белоусово Инвест" должно было осуществить разработку проекта землеустройства для целей перевода земель из сельскохозяйственного назначения в промышленные, а также разработать и утвердить проект рекультивации нарушенных земель.
Для целей разработки и добычи полезных ископаемых обществу во владение и пользование предоставлен соответствующий земельных участок сроком с 05.03.2007 по 14.11.2052.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке.
Для осуществления добычи строительного песка на участках Любицкий-1 и Малоярославецкий Белоусовского месторождения ООО "Белоусово Инвест" выдана 18.07.2011 лицензия КЛЖ в„– 80083ТЭ.
В соответствии с указанной лицензией пользователь обязан был:
а) в срок до 01.07.2012 подготовить и направить на согласование в установленном законодательстве технический проект разработки и рекультивации месторождения;
б) в течение месяца после согласования технического проекта разработки и рекультивации оформить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и зарегистрировать их в территориальном органе Ростехнадзора;
в) до начала добычи оформить в соответствии с земельным законодательством землеотводные документы;
г) ежегодно составлять план развития горных работ на предстоящий год;
д) не позднее 01.09.2012 приступить к добыче полезного ископаемого;
е) в срок до 01.01.2014 обеспечить выход предприятия на проектную мощность со среднегодовым уровнем добычи полезного ископаемого в объеме 200 тыс. м3. Допускается отклонение годового объема добычи в большую или меньшую сторону в пределах 20% от установленного лицензионным соглашением.
После подготовки технического проекта разработки и рекультивации месторождения, 13.02.2012 ООО "Белоусово Инвест" обратилось в Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области с соответствующим заявлением об утверждении уточненных границ горного отвода.
Письмом от 20.12.2012 Министерство отказало обществу в утверждении границ горного отвода, мотивировав это тем, что ООО "Белоусово Инвест" не решило вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположено месторождение, в земли промышленности.
Для решения вопроса об утверждении границ горного отвода общество повторно обращалось в Министерство с соответствующими заявлениями от 04.10.2013 и от 17.04.2014, которые также были оставлены уполномоченным органом без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2014, вступившим в законную силу, по делу в„– А23-447/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд исходил из того, что факт бездействия со стороны Министерства отсутствовал, так как по заявлениям общества уполномоченным органом принимались решения об отказе в утверждении границ горного отвода.
Правовая оценка действиям Министерства, связанным с отказом ООО "Белоусово Инвест" в утверждении границ горного отвода, не давалась, так как суд пришел к выводу о том, что данные действия обществом не оспаривались в рамках заявленных им требований.
В процессе оформления обществом разрешительной документации Министерством также был издан приказ от 04.04.2012 в„– 118-12, которым право пользования участком недр, предоставленное ООО "Белоусово Инвест" на основании лицензии КЛЖ в„– 80083ТЭ, было приостановлено.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2012, вступившим в законную силу, вышеназванный приказ признан недействительным.
Как следует из материалов дела, 16.10.2014 ООО "Белоусово Инвест" в очередной раз обратилось в Министерство с соответствующим заявлением об утверждении уточненных границ горного отвода.
Письмом от 17.11.2014 исх. в„– 3186-14 уполномоченный орган отказал в удовлетворении указанного заявления общества, мотивировав это тем, что постановление администрации муниципального района "Жуковский район" от 08.05.2009 о разрешении ООО "Белоусово Инвест" производить разработку месторождения полезных ископаемых отменено постановлением органа местного самоуправления от 18.09.2013 в„– 1300.
Изложенное, по мнению Министерства, свидетельствует о том, что земельный участок, на котором расположено спорное месторождение, исключен из утвержденных документов территориального планирования, на основании которых возможен был перевод земель данного участка в земли промышленности.
Не согласившись с указанными действиями Министерства, а также с приказом о досрочном прекращении права пользования недрами, ООО "Белоусово Инвест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года в„– 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах) определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ст. 7 Закона о недрах).
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен (ст. 7 Закона о недрах).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО "Белоусово Инвест" в установленном законом порядке был разработан технический проект выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получено положительное заключение государственной экспертизы и согласование указанного проекта.
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении уточненных границ горного отвода, а соответственно и отказа в выдаче горноотводного акта послужил факт непринятия заявителем мер к переводу земельного участка, на котором расположено месторождение, в земли промышленности, а также факт исключения данного участка из состава документации территориального планирования, в которую данный участок ранее был включен для целей изменения категории земель.
Признавая действия Министерства в этой части неправомерными, арбитражный суд обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25.1 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проекта проведения указанных работ.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 40:07:103605:150 площадью 48,5 га, на котором расположено спорное месторождение, органом местного самоуправления был предоставлен ООО "Белоусово Инвест" для разработки общераспространенных ископаемых с 05.03.2007 по 14.11.2052, то есть до выдачи лицензии и оформления соответствующего горного отвода.
При этом, как установлено в ходе судебного разбирательства, уточненные границы горного отвода находятся в пределах границ предоставленного обществу земельного участка.
В силу изложенных обстоятельств Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства по Калужской области обязано было принять решение об утверждении уточненных границ горного отвода.
Непринятие уполномоченным органом решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 40:07:103605:150 в земли промышленности не могло служить основанием для отказа в утверждении границ горного отвода, так как принятие подобных решений входит в полномочия соответствующих государственных и муниципальных органов.
Кроме того, изменение категории земель данного земельного участка должно было осуществляться уполномоченным органом до его предоставления обществу.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждение уточненных границ горного отвода не будет служить препятствием для перевода уполномоченным органом земель вышеуказанного земельного участка в земли соответствующей категории.
Закон Калужской области от 30.05.2005 в„– 76-ОЗ "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" также не содержит запрета на принятие решения о переводе земель из одной категории в другую после утверждения уточненных границ горного отвода.
Наряду с изложенным, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно учитывал и то, что при надлежащем оформлении разрешительных документов на право пользования недрами допускается использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без оформления прав на данные земельные участки.
Как следует из материалов дела, оспариваемым приказом Министерства досрочно прекращено право ООО "Белоусово Инвест" на пользование недрами, предоставленное обществу на основании лицензии КЛЖ в„– 80083ТЭ.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным указанного ненормативного правового акта, суд обоснованно учитывал следующее.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Министерство 14.08.2014 уведомило общество о необходимости принятия мер к установлению уточняющих границ горного отвода и преступлению к добыче полезного ископаемого.
Неисполнение обществом изложенных указаний, послужило, по мнению контролирующего органа, основанием для принятия приказа от 01.12.2014 в„– 534-14 о досрочном прекращении права ООО "Белоусово Инвест" на пользование недрами.
Признавая изложенные выводы Министерства, а соответственно и оспариваемый приказ неправомерными, арбитражный суд обоснованно учитывал тот факт, что для получения разрешительной документации, в том числе и горноотводного акта, ООО "Белоусово Инвест" в установленном порядке были представлены все необходимые документы.
При этом отказ уполномоченного орган в утверждении уточненных границ горного отвода не соответствовал требованиям действующего законодательства.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в указанной части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
Учитывая вышеизложенное, решение арбитражного суда об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, в связи с чем обжалуемые судебные акты по настоящему делу отмене или изменению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 по делу в„– А23-7070/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------