Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-5047/2015 по делу N А09-6301/2015
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на общество возложены обязанности по составлению паспорта отхода на минеральные масла трансформаторных, не содержащие галогены, и утверждении его в установленном порядке.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения обществом требований статьи 14 Закона об отходах доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. в„– Ф10-5047/2015

Дело в„– А09-6301/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475, Леваневского ул., д. 185, 350002): Зуева С.Г. - представителя, действующего по доверенности от 08.10.2015;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Брянской области (ОГРН 1043244011271, ИНН 3250056001, Осоавиахима пер., д. 3г, г. Брянск, 241019): Разомбеева А.С. - представителя, действующего по доверенности от 28.12.2015 в„– 29;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 (судья Халепо В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу в„– А09-6301/2015,

установил:

закрытое акционерное общество "Тандер" (далее по тексту - заявитель, Общество или АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (далее также - Управление) о признании недействительным предписания от 13.03.2015 в„– 18/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление указывает на законность обжалуемых решения и постановления и необоснованность доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 24.02.2015 в„– 24 Управлением проведена плановая выездная проверка АО "Тандер" по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
При проверке административным органом установлено, что Обществом на территории гипермаркета "Магнит" в г. Брянске эксплуатируется трансформаторная подстанция (трансформатор ТМГ11-1600/10-У1, силовой трехфазный понижающий с естественным масляным охлаждением), при этом паспорт опасного отхода в отношении минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, у заявителя отсутствует.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.03.2015 в„– 18/2.
АО "Тандер" выдано предписание в„– 18/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым на Общество возложены обязанности по составлению в срок до 01.12.2015 паспорта отхода на минеральные масла трансформаторных, не содержащие галогены, и утвердить его в установленном порядке.
Полагая предписание Управления от 13.03.2015 в„– 18/4 недействительным, АО "Тандер" оспорило его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых и фактических обстоятельств для признания оспариваемого предписания недействительным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Положениями абзаца девятого статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункты 1, 3 статьи 18 Закона об отходах).
В силу пункта 1 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно пунктам 2, 3 данной статьи хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На эти виды отходов должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 в„– 712 утверждены "Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
В соответствии с пунктами 3, 4 указанных Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Таким образом, как общим Федеральным законом в области охраны окружающей среды (экологическим), так и специализированным Федеральным законом в области обращения с отходами производства и потребления установлено экологическое требование - необходимость составления и согласования паспортов на опасные отходы и, соответственно, паспорт опасных отходов должен разрабатываться не после фактического образования отходов, а в тех случаях, когда образование отходов объективно обусловлено применяемыми на производстве технологиями, оборудованием, использованием определенного сырья и материалов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 в„– 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
В указанный каталог под кодом 40614001313 включены отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, относящиеся к III классу опасности.
При этом применительно к трансформаторным маслам ФККО не использует определения "отработанные", "утратившие потребительские свойства", что обусловлено спецификой использования указанных масел.
Следовательно, при наличии доказанного факта нарушения Обществом требований статьи 14 Закона об отходах предписание Управления от 13.03.2015 в„– 18/4 в части возложения на Общество обязанности составить паспорт отходов минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (код ФККО 40614001313), является правомерным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом детального рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций. Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А09-6301/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.12.2015 в„– 13432 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------