Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-5095/2015 по делу N А23-2270/2015
Требование: О признании незаконным и отмене решения об аннулировании регистрационных действий, произведенных в отношении транспортного средства, аннулировании регистрационного знака и признании паспорта транспортного средства недействительным, об обязании восстановить регистрацию.
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал аннулирование регистрации тем, что сертификат соответствия признан прекращенным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действия уполномоченного органа по аннулированию регистрации транспортного средства соответствуют положениям законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. в„– Ф10-5095/2015

Дело в„– А23-2270/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" (ОГРН 1044004400439, ИНН 4027063069, С.Щедрина ул., д. 125, г. Калуга, 248002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (ОГРН 1024001337480, ИНН 4028003880, Суворова ул., д. 139, г. Калуга, 248000): Посохина А.Е. - представителя, действующего по доверенности от 15.01.2016 в„– 130/60-Д;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу в„– А23-2270/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" (далее по тексту - заявитель, Общество или ООО "Компания Виталан") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее также - регистрирующий орган, Управление или УМВД России по Калужской области) о признании незаконным и отмене решения о признании недействительными и аннулировании регистрационных действий, произведенных в отношении транспортного средства ХОВО-ZZ5257GJBв„– 4048W, аннулировании регистрационного знака м 429уе40, признании паспорта транспортного средства 28тх826896 недействительным и обязании УМВД России по Калужской области восстановить регистрацию указанного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушение судами норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в заседание суда не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, заслушав объяснения представителя Управления, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи транспортных средств от 13.02.2015 в„– АХ_ЭЛ/Клг-33557/КП ООО "Компания Виталан" (покупатель) приобрело у ООО "Энерготехстрой" (продавец) транспортное средство ХОВО-ZZ5257GJBв„– 4048W.
До заключения указанной сделки приобретенное транспортное средство прошло в установленном законом порядке таможенное оформление, поставлено на регистрационный учет с выдачей паспорта транспортного средства от 26.03.2012 (номер ПТС 28тх826896) на основании соответствующего сертификата соответствия и поставлено на учет в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Калужской области (МРЭО ГИБДД г. Калуги) 18.04.2012 с присвоением государственного регистрационного знака м 429уе40.
12.04.2015 в адрес заявителя из МРЭО ГИБДД г. Калуги поступило письмо - уведомление от 01.04.2015 за исх. в„– 77/668 об аннулировании регистрации вышеназванного транспортного средства с 01.04.2015.
Основанием для аннулирования регистрации транспортного средства послужили, как указано в данном уведомлении, сведения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации) об отмене (признании прекращенным) сертификата соответствия, выданного ранее для целей постановки на регистрационный учет автомашины ХОВО-ZZ5257GJBв„– 4048W, регистрационный знак м 429уе40.
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, Общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 в„– 720, действовавшего в период получения Обществом паспорта транспортного средства, сертификат соответствия (свидетельство о безопасности) являлся документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и возможности учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 в„– 1001 (далее - Правила в„– 1001), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Пунктом 51 Правил в„– 1001 предусмотрено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Суды установили, что основанием для регистрации спорного транспортного средства являлся, в том числе, сертификат соответствия транспортного средства от 23.03.2012 в„– C-CN.AB23.A.09714, которым определялся экологический класс данного транспортного средства.
Указанный сертификат соответствия в установленном законом порядке уполномоченным органом был отменен (признан прекращенным). Решение об отмене сертификата соответствия транспортного средства от 23.03.2012 в„– C-CN.AB23.A.09714 не отменено и недействительным в установленном порядке не признано.
В соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом от 23 июня 2005 года Министерства внутренних дел РФ в„– 496, Министерства промышленности и энергетики РФ в„– 192, Министерства экономического развития и торговли РФ в„– 134, выданный паспорт транспортного средства признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
В паспорт транспортного средства в обязательном порядке должны быть внесены данные об экологическом классе транспортного средства, а также дата и номер документа, на основании которого в паспорт транспортного средства внесена информация об экологическом классе.
Учитывая, что указанный выше сертификат соответствия, выданный в отношении спорного транспортного средства, отменен, регистрирующий орган правомерно аннулировал регистрацию данного транспортного средства.
При таких обстоятельствах спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в рамках настоящего дела подлежали правовой оценке действия уполномоченного органа об отмене (признании прекращенным) сертификата соответствия транспортного средства, судебной коллегией отклоняются, так как указанные действия не являлись предметом спора.
Не может быть принят во внимание и довод кассационной жалобы о том, что транспортное средство регулярно проходило технический осмотр, поскольку правового значения этот факт в споре, связанном с недействительностью документа, изначально послужившего основанием совершения регистрационных действий, не имеет.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.04.2011 в„– 5-П, отсутствуют препятствия для восстановления регистрационного учета транспортного средства заявителя при прохождении им процедуры сертификации и представлении соответствующего документа в органы ГИБДД, в связи с чем собственник не поставлен в условия лишения его правомочий, ввиду чего довод кассационной жалобы на этот счет не может быть признан обоснованным.
Ссылка Общества на тот факт, что с 01.01.2015 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 в„– 609 "Об утверждении Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" утратило силу, также не относится к делу.
Названный технический регламент Российской Федерации утратил силу в связи с принятием Решения комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 в„– 877 об утверждении технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", вступившего в действие с 01.01.2015, который предусматривает состав документов подтверждения соответствия регламенту, не распространяя свое действие на вопросы легальности введения в оборот на территории Российской Федерации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации ранее.
Исключение грузовых автомобилей Постановлением Правительства от 21.03.2012 в„– 213 из Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, также не имеет значения для дела, поскольку постановление распространяет свое действие на вопросы сертификации продукции, то есть новых транспортных средств, производимых в Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу в„– А23-2270/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.12.2015 в„– 3173 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------