Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2016 N Ф10-5254/2015 по делу N А83-757/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа, аннулировании записи в ЕГРЮЛ.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в регистрации общества в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом правомерно отказано в регистрации ввиду несоответствия наименования общества требованиям закона. При этом решения о государственной регистрации общества в установленном законом порядке уполномоченным органом не принималось, свидетельство о государственной регистрации обществу не выдавалось. Ошибочное внесение сведений в ЕГРЮЛ об этом обществе не свидетельствует о государственной регистрации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. в„– Ф10-5254/2015

Дело в„– А83-757/2015

Резолютивная часть объявлена 11.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 18.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Крымжелезобетон" (ОГРН 1149102125556, ИНН 9102059056, ул. Монтажная, 3, г. Симферополь, Республика Крым, 295493) - Хасиной И.С. (дов. от 13.02.2015),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН 1147746392090, ИНН 7707831115, ул. М.Залки, д. 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) - Сеитяьгьяева А.А. (дов. от 29.01.2016),
от Совета Министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, пр. Кирова, 13, г. Симферополь, 295005) - Ковтонюк Я.Н. (дов. от 09.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Крымжелезобетон" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2015 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 (судьи Привалова А.В., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-757/2015,

установил:

публичное акционерное общество "Крымжелезобетон" (далее - ПАО "Крымхлеб", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - инспекция, уполномоченный орган) от 11.12.2014 и аннулировании записи в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 24.01.2015 в„– 2159102077242 (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзывах на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, публичное акционерное общество "Крымжелезобетон" было создано в Автономной Республике Крым 27.06.1996 в соответствии с законодательством Украины.
В связи с принятием Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на общем собрании акционеров общества было принято решение о приведении наименования, устава в соответствии с законодательством Российской Федерации, что отражено в протоколе общего собрания акционеров Общества от 28.11.2014, где было определено наименование заявителя как акционерное общество "Крымжелезобетон".
09.12.2014 заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением по форме Р18001 о внесении сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.
К заявлению были приложены устав Общества, протокол общего собрания акционеров от 28.11.2014, перечень владельцев именных ценных бумаг по состоянию на 24.11.2014, копии документов на юридический адрес и на адреса филиалов, нотариально заверенная копия доверенности на представителя Герасимова В.Н.
В доверенности указано, что документы, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.
Решением от 11.12.2014 Инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон в„– 129-ФЗ) в связи с непредставлением определенных статьей 17 Закона в„– 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
В мотивировочной части решения указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ по форме в„– Р18001, заполненное в соответствии с Требованиями по оформлению заявления о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы от 9 июня 2014 в„– ММВ-7-14/316@, а именно - в соответствии с п. 4 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Закон в„– 52 -ФЗ) решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в п. 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации.
Однако, 11.12.2014 Инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись об акционерном обществе "Крымжелезобетон" за ОГРН 1149102125556.
Данная запись была признана ошибочной, о чем в ЕГРЮЛ внесена 24.01.2015 соответствующая запись за номером 2159102077242.
Посчитав решение уполномоченного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что Инспекцией правомерно отказано в регистрации ввиду несоответствия наименования Общества требованиям закона (отсутствие в наименовании Общества указания на его публичность). При этом, судами установлено, что решения о государственной регистрации АО "Крымжелезобетон" в установленном законом порядке уполномоченным органом не принималось, свидетельство о государственной регистрации Обществу не выдавалось, в связи с чем, при отсутствии решения инспекции о регистрации юридического лица, ошибочное внесение сведений в ЕГРЮЛ об этом юридическом лице, которое в порядке ст. 4 Федерального закона в„– 129-ФЗ регистрирующим органом исправлено, не свидетельствует о государственной регистрации такого юридического лица.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона в„– 129-ФЗ названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРП без внесения изменений в учредительные документы. Такими документами согласно данной норме являются, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме и решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона в„– 129-ФЗ отказ государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В статье 10 Закона в„– 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 99-ФЗ) из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 Кодекса в редакции Закона в„– 99-ФЗ).
По правилам пункта 1 статьи 66.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
Согласно п. 1 ст. 97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Пункт 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" закрепляет, что учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона в„– 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 в„– 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено определение следующим терминам:
- публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах;
- публичное обращение ценных бумаг - обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Письмом Отделения по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2014 в„– 14-5/5305 определен перечень акционерных обществ, имеющих признаки публичности. В указанный перечень также включено ПАО "Крымжелезобетон".
Из материалов дела следует, что акционерное общество было создано согласно приказу Фонда имущества Автономной Республики Крым от 26.06.1996 в„– 863 путем преобразования государственного предприятия Симферопольский завод железобетонных изделий ТСО "Крымстрой" в открытое акционерное общество "Крымжелезобетон" в соответствии с Указом Президента Украины от 26.11.1994 в„– 699/94 "О мерах по обеспечению прав граждан на использование приватизационных имущественных сертификатов".
В соответствии с решением общего собрания акционеров от 22.04.2011 наименование общества изменено на публичное акционерное общество "Крымжелезобетон", что следует из устава общества в редакции от 22.04.2011.
Уставом предусмотрено, что акции общества могут продаваться и покупаться на фондовой бирже, то есть предложены неопределенному кругу лиц и в дальнейшем продаваться собственниками акций без какого-либо на то ограничения, что является определенными признаками публичности акционерного общества, в том числе и по законодательству Украины, в соответствии с нормами права которого было создано Общество.
Отсутствие факта обращения акций общества (путем предложения неограниченному кругу лиц) в отдельно взятый момент времени само по себе не свидетельствует об отсутствии признаков, установленных п. 1 ст. 66.3 ГК РФ.
Указанное также подтверждается разъяснениями, изложенными в письме Банка России от 18.08.2014 в„– 06-52/6680 "О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которым признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона в„– 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться (возобновиться) по различным причинам (публичное обращение) (п. 1 письма).
Письмо Банка России от 01.12.2014 в„– 06-52/9527 также содержит указание на то, что публичными являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) или акции (эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции), которые публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
При этом отсутствие у такого акционерного общества соответствующих признаков публичного акционерного общества может иметь место в случае погашения ценных бумаг акционерного общества, в отношении которых имело место публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение (абз. 2 п. 1 письма в„– 06-52/9527).
Изменениями, внесенными в законодательство о юридических лицах и акционерных обществах Федеральным законом от 29.06.2015 в„– 210-ФЗ "О внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", правомерность указанного подхода получила свое подтверждение: ч. 11 ст. 3 Федерального закона в„– 99-ФЗ дополнена положением о том, что акционерные общества, созданные до вступления в силу Федерального закона в„– 99-ФЗ, признаются публичными, за исключением случаев, если на день вступления в силу Федерального закона в„– 99-ФЗ такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Таким образом, поскольку заявителем не было представлено доказательств о погашении акций Общества на момент принятия оспариваемого решения налогового органа, то Инспекция обоснованно руководствовалась вышеизложенным подходом к определению наличия признаков публичности у Общества.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя о неправомерности вынесения решения Инспекции ввиду отсутствия у него признаков публичного акционерного общества основаны на неверном толковании норм законодательства, регулирующего приобретение и прекращение публичного статуса акционерного общества в момент его вынесения, являются ошибочными.
Обоснованными являются и выводы судов о том, что сведения в электронную базу данных ЕГРЮЛ об обществе были внесены ошибочно, поскольку решения о внесении сведений о ПАО "Крымжелезобетон" в ЕГРЮЛ уполномоченным органом не принималось. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В абзаце 4 статьи 4 Закона в„– 129-ФЗ установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
Регистрирующим органом представлено решение об отказе во внесение в ЕГРЮЛ сведений об обществе, следовательно, оно является первичным.
Доводам кассационной жалобы была дана подробная правовая оценка, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу в„– А83-757/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Хасиной И.С. излишне уплаченную по платежному поручению от 07.12.2015 в„– 11 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы ПАО "Крымжелезобетон".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------